Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере

Как нужно выбирать

У всех мозаик великолепные строительные характеристики. Но если вы хотите точно знать какой материал нужен для вашего интерьерного решения, то запишите основные этапы выбора.

Итак, первый этап, отбрасываем рекламу и смотрим на сертификат.

Второй этап, думаем, а нужен ли нам максимальный престиж в интерьере, если да, то в первую очередь рассматривает вариант мозаики из камня, если нет, то рассматривает керамическую мозаику и стеклянную. Смальта может рассматривать на ровне с каменной мозаикой при условии если речь идет о настенных вариантах оформления интерьера. Напольную в смальте используют очень редко и обычно под стеклянные фальшполы, где ногами по ней ходить никто не собирается.

Третий этап – цена. Самый бюджетный вариант решения, при условии простых цветов, форм и тому подобное, это мозаика из стекла. Она очень демократична в этом плане.

Для все мозаики характерно требование высокой подготовки плиточника или мозаичиста и использование двухкомпонентного клея.

Роскошная мозаика в современных интерьерах

Размеры и формы отдельных модулей

Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².

Цветовая палитра

Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.

Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.

Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.

Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.

Способы укладки и основные материалы для создания мозаики

Мозаика — это одновременно и кропотливая работа, требующая от исполнителя огромного терпения, и уникальное искусство, вызывающее восхищение. Несмотря на большое разнообразие применяемых материалов, существует всего 2 основных способа укладки мозаичных элементов: прямой и обратный.

При прямом способе мастер клеит кусочки мозаики непосредственно на подготовленное основание. Эта технология укладки была изобретена очень давно и за многие тысячелетия практически не претерпела изменений. Она незаменима при создании авторских художественных мозаичных композиций.

Обратный способ укладки получил широкое распространение только в ХХ веке. Суть его заключается в том, что мозаичные элементы сначала лицевой стороной приклеивают к бумажному листу, а затем полученное полотно обратной стороной крепят к основанию. Этот способ часто используется мастерами-строителями, чтобы максимально ускорить и упростить процесс декоративной отделки стен в ходе ремонта.

Мозаичные панно и картины должны быть не только долговечными, но и устойчивыми к перепадам температуры и влажности. Поэтому чаще всего мастера используют следующие материалы для изготовления мозаики:

  • керамику;
  • смальту;
  • натуральный камень;
  • бисер;
  • раковины моллюсков;
  • металл.

Смальта — это кусочки цветного стекла, изготовленного по особой технологии с добавлением минеральных красителей. В зависимости от типа добавок, она может быть прозрачной или матовой, а также иметь один или несколько оттенков.

Ярлыки

  • 10 класс
    (10)
  • 11 класс
    (2)
  • 7 класс
    (19)
  • 8 класс
    (17)
  • 9 класс
    (15)
  • Альтруизм и эгоизм
    (1)
  • анимационный фильм
    (1)
  • Античность
    (1)
  • архитектура
    (5)
  • Архитектура — композиционная организация пространства
    (1)
  • архитектура Киевской Руси
    (1)
  • архитектура Месопотамии
    (1)
  • Архитектура России 18-20вв
    (1)
  • архитектура ХХ века
    (1)
  • Великий подвиг народа
    (1)
  • виды архитектуры
    (1)
  • Виды дизайна
    (1)
  • Виды и жанры пластических искусств
    (1)
  • виды искусства
    (1)
  • Возрождение
    (3)
  • Воспитание
    (2)
  • выдающиеся мастера кино
    (1)
  • Выдающиеся художники театра
    (1)
  • Выразительные средства архитектуры
    (1)
  • выразительные средства живописи
    (1)
  • выразительные средства музыки
    (1)
  • Вятские Поляны
    (1)
  • Графический дизайн
    (1)
  • Дизайн
    (1)
  • для интерактивной доски
    (1)
  • добро и зло
    (2)
  • Документальный
    (1)
  • дружба
    (1)
  • Жанры живописи
    (1)
  • живопись
    (2)
  • живопись Др.Египта
    (2)
  • Живопись России 18-20 вв
    (1)
  • жизнь человека — высшая нравственная ценность
    (1)
  • Закон об образовании
    (1)
  • Законодательство
    (1)
  • Запуск проектов
    (1)
  • знак
    (1)
  • Золотое правило нравственности
    (1)
  • игровой
    (1)
  • Искусство
    (25)
  • Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
    (1)
  • Исторический жанр в живописи
    (1)
  • Классицизм. Баженов
    (1)
  • Клиповое мышление
    (1)
  • Композиция в дизайне и архитектуре
    (1)
  • Компьютерная графика и ее использование
    (1)
  • конструкция здания
    (1)
  • культура и мораль
    (1)
  • Курс «Учимся беречь энергию»
    (1)
  • Литература нач. ХХ века
    (1)
  • любовь и уважение к Отечеству
    (1)
  • Методика
    (4)
  • Мифология Месопотамии
    (1)
  • Мода и вкус
    (1)
  • Модерн и модернизм
    (1)
  • моральный долг
    (1)
  • Москва
    (1)
  • Московский кремль
    (1)
  • музеи
    (1)
  • музеи России
    (1)
  • нравственные идеалы
    (2)
  • Нравственный поступок
    (1)
  • образ
    (1)
  • образцы нравственности в культуре Отечества
    (1)
  • Основы светской этики
    (31)
  • особенности морали
    (1)
  • ОСЭ
    (28)
  • ОСЭ Добродетель и порок
    (2)
  • Первобытное искусство
    (1)
  • Поколение Z
    (2)
  • Примерная программа
    (1)
  • программа для ВУЗа
    (1)
  • Пространственно- временные виды искусства. Театр
    (1)
  • Рабочая программа по ИЗО
    (1)
  • Рабочая программа по ОСЭ
    (1)
  • Реклама в современном обществе
    (1)
  • Религия Др.Египта
    (1)
  • Ресурсы для образования
    (3)
  • Род и семья
    (1)
  • Роль графики в книгопечатании
    (1)
  • Роль изобразительного искусства в кино и театре
    (1)
  • Россия — наша Родина
    (1)
  • Санкт Петербург
    (2)
  • Свобода и моральный выбор человека
    (1)
  • Свобода и ответственность
    (1)
  • семейные праздники
    (1)
  • Сервисы для создания инфографики и интерактивного видео
    (1)
  • символ
    (1)
  • Синтез архитектуры и скульптуры в дворцово — парковых ансамблях
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Скульптура Древней Греции
    (1)
  • совесть
    (1)
  • специфика кино
    (1)
  • Специфика полиграфии. Шрифты
    (1)
  • справедливость
    (1)
  • Старые фото
    (4)
  • стили живописного искусства ХХ века
    (1)
  • стили и направления в архитектуре
    (1)
  • Стыд. Вина. Извинение
    (1)
  • Сценография
    (1)
  • театральный костюм
    (1)
  • Телеизображение. Особенности и возможности
    (1)
  • темы и содержание в искусстве
    (1)
  • Теория и история русского искусства
    (1)
  • Толерантность
    (1)
  • Требования к презентации
    (1)
  • урок
    (18)
  • ФГОСт
    (34)
  • фотография
    (2)
  • фотохудожники
    (1)
  • Фреска. Мозаика. Иконопись.
    (1)
  • Художественные промыслы
    (1)
  • Чарли Чаплин
    (1)
  • честь и достоинство
    (1)
  • Что значит быть моральным
    (1)
  • что такое светская этика
    (1)
  • школьная программа
    (31)
  • элементы зданий
    (1)
  • этикет
    (1)
  • Юмор
    (1)

Мозаика в дизайне интерьера современного жилища

Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.

Панно в жилых комнатах

Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.

Удачно подобранные оттенки в настенной композиции с каминомУзор на акцентной стенеВ гостиной комнате мозаичное решение предполагает различные варианты: и в виде панно, и даже целой стеныМожно декорировать камин для придания ему завершённого вида

Облицовка кухни и ванной

Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.

Золото во вкраплениях оригинального фартука добавит пространству освещенияЯркий акцент кухонного фартука всегда придаст помещению нотку свежестиФартук с запрограммированным мозаичным рисунком

Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.

Дизайн изысканной ванны будет стоить очень дорого, но долговечность и высокая эстетичность окупят затратыМозаичное покрытие в стиле «Гауди» придаст ванне волшебный колоритТурецкий хаммам – прекрасный декор для частной сауны

Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.

Фонтан в Зеленограде

Площадь Юности

Группа «Спасем чудесную мозаику фонтана на пл. Юности» в социальной сети «Вконтакте» / Fair use

Центр электронной промышленности СССР строился по единому плану. Здесь все однообразно: дом-флейта, ансамбль Центральной площади, кинотеатр «Электрон», заводские помещения. Однако, не разрешая вольностей в боль­ших формах, власти сквозь пальцы смотрели на детали оформления, и именно в них архитектор мог проявить себя. Специалистам, строившим «город юно­сти», едва исполнилось 30 лет, и в абстрактной мозаике, украшавшей фон­тан, выразилась их свобода и стремление реализовать свои творческие амби­ции. Фонтан снесли в 2017 году во время реконструкции площади, несмотря на протесты защитников исторического наследия.

Архитектурная мозаика. История возникновения

Оформление мозаикой архитектурных зданий и сооружений в большей или меньшей степени свойственно каждой культуре и эпохе человечества. Однако наиболее значимыми образцами творчества принято считать мозаичное оформление предметов архитектуры мастерами Древней Греции, Древнего Рима и Византии.

Самыми популярными техниками в то время стали:

Флорентийская мозаика (работы из камня).

Мастера-мозаисты из Флоренции отдали предпочтение использованию естественного рисунка камня для создания своих мозаичных шедевров.

Этот способ считается наиболее сложным. Он предполагает самым тщательным образом подбирать наиболее подходящие оттенки камня, что в сочетании с идеальным соединением швов дает удивительные результаты.

В конце 16-го века флорентийская мозаичная техника уже полностью сформировалась и дошла до наших дней практически неизмененной. В качестве материала выступали такие камни:

  • тигровый глаз;
  • малахит;
  • агат;
  • авантюрин.

Драгоценными и полудрагоценными камнями украшали мебельные фасады, столешницы, камины, двери, шкатулки. На картинах обычно изображали цветочный орнамент, фигуры людей, птиц и животных, пейзажи и всевозможные сюжеты из библии.

Римская мозаика (работы из смальты).

Римляне использовали цветное стекло — смальту, иногда — мрамор. Обычно предметами декоративного оформления мозаикой служили стены и пол.

Мозаичные картины были очень сложными и разнообразными. Наиболее распространенными сюжетами были: исторические события, изображения цветов, птиц и животных, мифологические сюжеты. Кроме интерьеров, украшали также фонтаны, колонны, и даже известен факт мозаичного оформления корабля.

Византийская мозаика (работы из камня и смальты).

Произведения в византийском стиле отличаются использованием золотого фона, обрамленного контуром деталей картины. Темой мозаики мастеров Византии служили библейские сюжеты. Примерами мозаики того периода являются: Мавзолей Галлы Плацидии (Равенна), Капелла Палатина (Палермо) и другие.

Византийская мозаика отличалась большей изящностью, так как модули в ней применялись меньшего размера. Мастера создавали все новые оттенки, улучшали качество материала.

По сравнению с натуральным камнем, смальта вышла на первый план, в первую очередь, из-за более низкой стоимости. Со временем мозаичное оформление домов стало доступным и обычным горожанам.

Именно отсюда, из Византии, смальта как материал для создания мозаичных картин распространилась по всей территории Европы.

Сегодня тысячелетняя традиция вновь оживает, о чем свидетельствует явно возросший спрос на мозаичное декорирование. Любой желающий может ознакомиться с тем, как создается современная мозаика, видеосюжетов об этом существует немало. Остается надеяться, что современные мастера сумеют сохранить пройденную через целые тысячелетия красоту этого удивительного искусства.

Сталевары и человек с молнией в Кирове

Октябрьский проспект, 97

1 / 3
Пешком по Вятке / Fair use

2 / 3
Amazon.com, Inc.

3 / 3

Фасад здания Кировского авиационного техникума с сохранившейся мозаикой КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум»

На мозаике, созданной художником-монументалистом Виталием Удовым в 1960-е, изображены опоры ЛЭП, рабочие-сталевары, человек с молнией в руке, серп и молот. Местные газеты писали, что «монументальная роспись», украшавшая Кировский авиационный техникум, «вошла накрепко в городской пейзаж, стала неотъемлемой его частью»  «Кировская правда» за 9 марта 1965 года.. В городе шли долгие дискуссии о том, сохранять ли мозаику. В итоге здание решили наглухо закрыть вентиляционным фасадом. 

Лента Мёбиуса в Москве

Нахимовский проспект, 47

 Retradazia / CC BY-SA 4.0 / Wikimedia Commons

В 1976 году блестящему архитектору Леониду Павлову поручили разнообра­зить парадный фасад здания Центрального экономико-математического института РАН. Павлов не подвел и вместе с художниками водрузил на входе в институт объемную ленту Мёбиуса, испещренную формулами. Композиция находится довольно высоко, и, для того чтобы как следует ее рассмотреть, понадобится бинокль или хороший фотообъектив. В народе здание прозвали «домом с ухом». Как раз с этого примера, в котором лаконичность «стеклян­ного» модернизма сочетается с мастерством Павлова, пожалуй, и стоит начи­нать знакомство с советской мозаикой.

Мозaикa — отличный мaтериaл для отделки помещений

Сегодня можно смело утверждaть, что мозaикa переживaет второе рождение. Мозaичные полыв предстaвлены: в мaгaзинaх, жилых помещениях, SPA сaлонaх, бaссейнaх.
Нaпольное покрытие, может быть кaк простым по дизaйну тaк и предстaвлять собой произведение искусствa. Все это стaло возможным блaгодaря небольшому рaзмеру мозaики. Рaзмер мозaики от 10х10 мм. Тaкже мозaикa предстaвленa большим количеством цветов. Отлично смотрятся тaкже фрaгменты мозaики в виде «ковров». Мозaичный «ковер» из мозaики может служить укрaшением полa в гостиной комнaте жилого помещения.
Сегодня возможно создaвaть мозaичные рисунки в зaводских условиях и предостaвлять зaкaзчику готовые модули. Кaк прaвило это модули 316мм нa 316мм (для мозaики 1х1 см).Эти модули предстaвляют собой фрaгменты кaртины, нaклеенного нa листы плотной бумaги, при этом нужно помнить что модуль мозaики уклaдывaется сверху. Теперь необходимо подождaть покa клей зaстынет, зaтереть швы.
Кроме зaводских модулей можно приобрети нaбор плиток рaзного цветa и сaмостоятельно сделaть из них рисунок кaк это делaли рaньше. Техникa мозaики позволяет с легкостью облицовывaть криволинейные поверхности, делaть плaвные переходы от горизонтaли к вертикaли, при устройстве нaпример бaссейнов. Фaнтaзии дизaйнерa могут быть выполнены при помощистеклянной мозaики. Яркие смеси придaдут интерьерaм великолепие, создaдут прaздничное нaстроение.

Примечания

  1. Менделеев Д. И., Пресс А. А. Мозаика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Власов В. Г.. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 585—589; Т. IV, 2006. — С. 120—121; Т. IV, 2006. — С. 124—125
  3. Власов В. Г.. Мозаика // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 585—586
  4. Calaméo: . Дата обращения: 7 novembre 2010.
  5. Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. — М.: Искусство, 1966
  6. Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV веков. —М.: Искусство, 1973
  7. Никитенко Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — С. 32
  8. Некрасова Е. А. Ломоносов-художник. — М.: Искусство, 1988. — С. 82
  9. Власов В. Г.. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 587
  10. Фролов В. А. Художник-мозаичист В. А. Фролов и семья архитектора Л. Н. Бенуа // Краеведческие записки. — Вып. 3. — СПб.: Акрополь, 1995. — С. 157—162

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Национальный музей Бардо, Тунис. Римская мозаика. Одиссей слушает пение сирен.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

Какая бывает мозаика

На смену монументальной старинной укладке мозаики пришли современные технологии. Кроме того, всегда можно отойти от типового предложения производителей и придумать свой уникальный декор.

Стеклянная и смальтовая

Сегодня большой популярностью пользуется венецианское стекло. В процессе его изготовления включают разнообразные добавки, благодаря которым камушки принимают роскошные оттенки. Большое разнообразие областей применения стеклянной мозаики стало возможным благодаря достоинствам материала:

  • высокая жаростойкость;
  • ударопрочность;
  • водостойкость;
  • морозоустойчивость.

Чем меньше кусочки стекла, тем чётче будет детализация рисунка или узора.

Стеклянную мозаику с добавлением солей калия называют смальтовой. Она имеет такую же богатую оттеночную палитру с одной лишь разницей: поверхность её непрозрачна, но с особым свечением изнутри. Во время производства стекло растирают до порошкообразной массы и запекают вторично 24 часа при температуре около 800ºС с использованием специальных красителей.

Каждый элемент уникален, имеет свой оттенок и структуру, матовую или глянцевую поверхность. Дизайнер из мелких пластинок складывает живописные аккорды, которые создают затем уникальный узор в картине или орнаменте.

Керамическая и металлическая

Керамическая мозаика внешне напоминает плитку, только меньшего размера. Производители выпускают большое разнообразие оттенков, можно подобрать элементы с глазурованной поверхностью или с необычными спецэффектами, например, растрескивания, вкрапления другого тона, с имитацией неоднородной структуры.

Керамика прочнее, чем стекло. Кроме того, она устойчива к износу и отличается интересным внешним видом. Поверхность имеет рельефную структуру, благодаря которой создаётся необычная игра оттенков. Такая мозаика прекрасно сочетается с плиткой или керамогранитом.

Металлическая – это современная интерпретация мозаики. Элементы в виде штампованных колпачков из нержавейки высотой 4 мм закрепляются на резиновом основании, которое придаёт плитке определённую жёсткость. Овальная, многоугольная, квадратная и прямоугольная форма элементов позволяет выложить из них сложный узор.

Из натурального и искусственного камня

Мозаика из натурального камня передаёт природный оттенок материала и его неповторимую структуру. В производстве используют разные породы: оникс, мрамор, аметист, травертин, малахит и сланец. Это всегда эксклюзивная работа, поскольку каждый элемент уникален по-своему.

Поверхность натурального камня можно отшлифовать. Кроме того, производители предлагают интересную обработку с помощью состаривания. Такая технология сделает оттенок приглушённым, а края элементов более гладкими.

Натуральный камень – это идеальное решение для фасадов и ландшафтного дизайна. Его широко применяют для отделки ресторанов, магазинов или офисов. Природная энергетика материала позволяет использовать его и для квартир или частных домов. Художники создают уникальные панно из натурального камня с необычным изображением или натюрмортом.

Мозаика из искусственного камня имитирует природную структуру натурального материала. Она имеет массу достоинств:

  • отличную прочность;
  • долговечность;
  • устойчивость к температурным перепадам и повышенной влажности;
  • не подвержена воздействию ультрафиолета.

Мозаика имеет ритмичный узор, похожий одновременно и на каменную шкатулку, и на цветной витраж, и на сложный рисунок, который словно соткан из множества плетёных деталей. В процессе производства добавляют чипсы натурального камня, поэтому каждый элемент приобретает уникальную фактуру. Поверхность, выложенная из такого материала, словно светится изнутри, создавая неповторимые переливы.

Зеркальная, золотая и платиновая

Отдельного внимания заслуживает зеркальная мозаика. Она очень близка стеклянной, но используется только для декоративного оформления поверхностей.

Самая дорогая мозаика изготовлена из золота и платины. Некоторые коллекции полностью выполнены вручную. Мастера прокладывают между двумя стёклышками золотую фольгу 585 пробы. Штучные элементы – это настоящее произведение искусства. Из них делают только декоративные вставки в общую композицию при отделке стен или полов, особенно роскошно они смотрятся на дне бассейна.

Дипломная работа на стене художественной школы в Иваново

Проспект Ленина, 25

 Фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Выпускная работа студентов Суриковского института под названием «Искус­ство принадлежит народу» появилась на здании ивановской художественной школы в 1971 году. Эта работа интересна не только из-за потрясающей детали­зации и возраста ее авторов, но и из-за масштаба: смальта покрывает весь брандмауэр здания. Иваново можно назвать столицей советской мозаики: она встречает туриста уже на железнодорожном вокзале. В последние годы за со­стоя­нием панно никто не следит, оно начало осыпаться, поэтому его закрыли фальшфасадом

На печальное состояние мозаики обращали внимание местные активисты и фонд сохранения исторического наследия «Внимание»

Мозаичная техника

Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки (именно такой способ составления изображений остался характерным для другой техники, так называемой флорентийской мозаики). Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения. Opus tessellatum обозначает мозаичную технику с использованием тессеров размером более 4 мм. Opus vermiculatum с тессерами размером менее 4 мм позволяла прорисовывать более мелкие детали. В штучной мозаике (opus sectile) в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). Opus regulatum представляет собой кладку одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске).

Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана Изображение утки на полу в технике opus tessellatum «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum Напольное покрытие римских терм в технике opus scutulatum

Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более художественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, — являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы — сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе — никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) — это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки — это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно — это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике — словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы

Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector