Городецкая роспись

Какие краски подходят для художественной росписи по дереву

К выбору краски следует подходить осторожно, поскольку от этого зависит окончательный результат работы. Начинающим мастерам необходимо поработать с традиционными материалами, отточить базовые элементы и только после этого приступать к дорогостоящим

Гуашь

В советские времена гуашевые краски использовались для создания плакатов, многие их так и называли – плакатные. Работать с ними довольно просто, однако более сложные орнаменты сделать не получится. Гуашь должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть лёгкой в нанесении;
  • после высыхания узор не должен растрескиваться и пачкаться.

После полного высыхания гуаши, поверхность покрывают несколькими слоями лака.

Гуашью можно выполнить петриковскую роспись по дереву

Акварель

Многие профессиональные мастера считают, что акварельные краски совершенно не подходят для росписи дерева, поскольку обилие воды приводит к набуханию поверхности. Но если выполнять всё правильно, вреда основе влага не принесет.

Порядок работы следующий:

  1. Перенести рисунок на заготовку.
  2. Мокрой кисточкой провести один раз по закрашиваемому участку. Это необходимо для лучшего сцепления краски с основой.
  3. Разрисовать большие участки, затем перейти к прорисовке деталей.

Использование акварели для росписи по дереву имеет несколько особенностей:

  • мазки получаются лёгким и воздушными;
  • можно создавать плавные переходы и тени, однако рельефный рисунок не получится.

Готовую работу желательно покрыть лаком.

Роспись матрёшки акварелью

Акриловые краски

Акрил – это один из наиболее удобных вариантов для новичков. Эти краски легко наносить на поверхность. Структура их достаточно густая, они не растекаются. Кроме того, для достижения требуемого оттенка, можно смешивать палитру между собой.

Роспись подноса акрилом

Масляные краски

Использовать масляные краски рекомендуется тем, кто уже имел навыки росписи по дереву. Предварительно их нужно развести до определённой консистенции олифой или льняным маслом. После этого можно приступать к работе.

Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:

  • можно получить только яркую гамму оттенков, они прекрасно подходят для хохломы или золотого орнамента на чёрном фоне;
  • медленно сохнут, особенно те, которые разведены маслом;
  • после высыхания состав практически невозможно удалить.

В магазинах для художников можно купить специальные масляные краски для росписи по дереву

Анилиновые краски

Анилиновые краски для дерева признаны одним из бюджетных вариантов. Их используют для украшения шкатулок, браслетов, кухонной утвари и сувенирной продукции, которую затем продают туристам.

Из основных достоинств выделим следующие:

  • яркая палитра оттенков;
  • работа с ними сложностей не вызовет;
  • их легко смешивать между собой.

Единственное, о чём нужно помнить, анилин выгорает. Поэтому поделки следует оберегать от прямых солнечных лучей, используя для этого лак, устойчивый к ультрафиолету. Кроме того, основа, во избежание растекания красок, требует двойной предварительной грунтовки.

Техника росписи имеет свои особенности:

  • нельзя наносить краску два раза на одно и то же место, придётся научиться делать правильные мазки с первого раза;
  • добиться чистого тона удастся только при нанесении его на тщательно прогрунтованную основу;
  • при сочетании двух оттенков, наложенных друг на друга, получится третий тон.

Темперные краски

Роспись по дереву темперными красками относится к категории «люкс» и считается настоящим искусством. Её используют для украшения предметов, которые затем будут переходить по наследству, а также в качестве подарков на особо памятные даты. Их изготавливают на яичном желтке либо на клеевом растворе. Основные требования, предъявляемые к темпре:

  • она должна легко разводиться водой, но после высыхания узор не должен ею смываться;
  • узор не должен растрескиваться.

В составе темпры всего 2 компонента: эмульсия и красящий пигмент. Они соединяются между собой на поверхности из натурального камня, затем растираются до однородного состояния при помощи куранта.

Фотопримеры художественной росписи по дереву

Роспись по дереву сложна только на первый взгляд. Предлагаем посмотреть фотоподборку готовых изделий. Сделать нечто подобное смогут люди, даже не имеющие навыков. Работа принесёт настоящее удовлетворение, а результат приведёт в восторг близких.

Вятская роспись

Каждый элемент в народной росписи наделен значением, он символичен и неслучаен в общем рисунке. Вятская роспись, так же, как и другие подобные промыслы Руси, была обережной. К сожалению, значение некоторых элементов забылось, и узоры на деревянных изделиях стали восприниматься только как декоративные.

На Вятской земле сочными, богатыми узорами расписывали прялки, шкафы, и, конечно, сундуки. После того, как крестьяне стали топить «по белому», декорирование захватило и наиболее почитаемые зоны дома – возле печи, божницу, входную дверь. Роспись домов сюда пришла с северных регионов. Расцвет домовой живописи случился в конце 19, начале 20 столетия.

Узнаваемые черты:

    • животные и цветы – они изображаются гораздо чаще людей, цветы собраны в букеты и гирлянды, а деревья отображают жизненный цикл;
    • круг – обязательный элемент росписи, он обозначает солнце, закругленными мазками изображаются лучи и энергия светила, а если нарисовано несколько кругов, это символизирует движение светила по небу;
    • ромб – древнерусский символ плодородия, богатства;
    • лев – экзотическое животное, ставшее символом защитника дома;
    • птицы – часто изображаются вместе со львами (вороны, утки, куры);
    • совы в вятской росписи считаются положительными персонажами;
  • главный цвет, который предпочитает эта русская роспись, красный, он символизирует саму жизнь;
  • среди особенностей техники выполнения следует отметить то, что рисовали художники не кистями, а заячьими лапками;
  • перед росписью сундука мастер промазывал его клеем;
  • ранее художники пользовались масляными красками, сегодня в ход идут их современные аналоги.

Внимание! Узоры вятской росписи – это настоящее вдохновение для тех, кто хочет оживить интерьер сочными, самобытными акцентами. Вместо копирования картинок и постеров из сканди-интерьеров, можно взять фактически любой вятский эскиз

Он гармоничен, красочен, а его обережное значение может существовать и сегодня. Вятские узоры могут появиться на шкатулках, тарелочках, посуде, деревянных панно. Сканди-стиль станет ярче и интереснее именно с таким декором.

Владимирская

«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.

Владимирская роспись

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Шенкурская роспись

Она тоже является северной, но от родственных художественных направлений она прилично отличается. Ей присущ яркий фон, красный или оранжевый, насыщенная цветовая гамма с белым цветом для оживки и черным для орнамента.

Отличительные черты шенкурского промысла это:

  • стилизованные цветочные мотивы, геометризированные формы розеток;
  • узнаваемый узор – три свободных цветка, шесть не вырисованных лепестков (они выполняются легкими мазками), срединный завиток из травки;
  • домовая роспись более четкая и графичная;
  • преимущественно используются образы вечного обновления природы;
  • орнаментальность этих узоров требует от художников даже каллиграфических навыков.

Изучать русские промыслы можно по декорированным деревянным доскам и прялкам, расписным тарелкам и мебели, подносам и сундукам. Что такое роспись, эстетическая потребность человека в декорировании или сакрализация предметов быта? Ответить на этот вопрос может каждый для себя, потому что продуктами русских промыслов можно не только любоваться. Их можно расшифровывать, изучать и делать очень любопытные культурологические открытия.

Этапы урало-сибирской росписи

На примере несложного мастер-класса попробуем на практике понять, что же такое урало-сибирская роспись – поэтапно нарисуем простую цветочную композицию.

Для работы нам нужны:

  • плоская кисть № 12, № 7;
  • круглая кисть № 3;
  • краски – гуашь;
  • акварельная бумага;
  • вода.

Урок урало-сибирской росписи – цветы пошагово:

  1. Предварительно на листе намечаем, где у нас будут располагаться цветы. Набираем на плоскую кисть охру, а на один из краев – оранжевую краску. Рисуем закругленный лепесток.
  2. Лист бумаги придется поворачивать, чтобы соблюсти размеры и симметрию. У нас получится светлый цветок с оранжевыми краями. Переходы цвета, благодаря технологии двойного мазка будут максимально естественны. Таким образом рисуется внешний круг цветка.
  3. Переходим к внутреннему кругу. Круглой кистью между двумя лепестками точно такими же красками рисуем внутренний круг, он поменьше. Элементы внутреннего круга перекроют недостатки и неровности первого круга. Прямо на глаза цветок будет становиться объемным. По мере необходимости добавляйте краску на кисть.
  4. Настало время сделать сердцевинку цветка. На круглую кисть набираем все те же 2 краски, прорисовываем округлый элемент.
  5. Переходим к следующему цветку. Его рисуют плоской кистью № 7. Краски используются тех же цветов. Рисуете так же, как и первый цветок, только размер этого цветка будет чуть больше.
  6. Берем новые цвета на кисть – красный и коричневый. Все тем же двойным мазком справа от первого цветка рисуем круг (одним безотрывным движением). Делаем второй круг, симметрично. Вот и все, с основой вы разобрались, технику двойного мазка освоили.

Выполняйте это упражнение как тренажер – сделайте несколько урало-сибирских цветков, попробуйте другие сочетания красок. После этого рисунки можно оживлять другими элементами, листочками, припиской, разживкой. Разживку очень удобно делать пальцами – так поступают и многие мастера. Более тонкая работа заключается в прорисовывании приписок и травок, но это как венец творчества, тот самый изящный финальный штрих.

Украшение цветка деталями

Все работы сначала выполняйте на бумаге, и только потом переносите их на поверхность: доски, шкатулки, гребешка. Впоследствии милые цветы в технике урало-сибирской росписи могут украшать матрешки и другие традиционные детские игрушки. Не забывайте, что зафиксировать рисунок должен лаковый слой.

Искусство росписи не стоит на месте. Даже когда в мире люди все больше работают над диджитал-картинками, старинный промысел не уходит под слои музейной пыли. Мастера из творческих династий, художники, которые считают своим долго сохранять самобытное творчество, дают народной росписи возможность остаться, продолжиться, найти отклик у современного зрителя.

Также рекомендуем познакомиться с нашим обзором, посвященному основам дымковской росписи: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни».

И если те, кто только восхищенно наблюдает за МК по росписи деревянных изделий, тоже возьмет краски и кисти в руки, старинный промысел не просто сохранится, но и обязательно даст подпитку новым арт-проектам.

Творческих успехов!

Советы по домашнему творчеству: как подготовить деревянную заготовку для росписи

Без предварительной подготовки базы ничего путного не выйдет, поэтому к данному этапу работ относятся с должным вниманием. Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью

Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия

Сначала выбирается заготовка, разумеется, без сучков: они легко вываливаются, когда дерево высыхает полностью. Отверстия после них зашпаклёвывают и затирают наждачкой после высыхания покрытия.

ФОТО: priceguard.ruДерево высыхает естественным образом, а никак не возле приборов отопления, ведь это приводит к деформации изделия

После сушки по поверхности проходятся наждачной бумагой средней зернистости, а после – мелкой. Древесную пыль собирают и складывают в маленькую тару. Её можно использовать вместе с клеем ПВА в качестве шпаклёвочной смеси.

Теперь изделие грунтуют клеем ПВА, смешанным в пропорции 1:1 с водой и оставляют просушиться. После этого поверхность снова полируют мелкодисперсной наждачкой.

Выбор краски для росписи

Отнеситесь очень серьезно к выбору красок, это не тот материал, на котором стоит экономить. Есть краски ученические, а есть художественные, поэтому конечный результат зависит от того, на чем вы остановите свой выбор. Существует несколько видов красок, они отличаются по своему химическому составу, способу наложения и скорости высыхания цветного слоя.

Масляные

Это классический вариант для написания живописных полотен. Краски очень хорошо смешиваются между собой. С помощью них можно создавать плавные переходы из цвета в цвет. Есть возможность долго работать над картиной, так как время высыхания масляного слоя очень долгий. Это и плюс, и минус работы в масляной технике. После полного высыхания краски нужно покрыть изображение лаком в 2-3 слоя.

Темпера

В состав красок входит воск и масло. В росписи можно сделать нескольких цветных слоев, что даст объем изображению. Перед нанесением каждого нового слоя нужно дать высохнуть предыдущему.

Акрил

Эти краски подойдут тем, кто имеет опыт рисования, так как акрил сохнет очень быстро. Есть специальные составы, замедляющие высыхание краски. Акрил представлен очень широким спектром цветов, в том числе и ярких. Еще одно из преимуществ — отсутствие запаха и долговечность материала. При высыхании красочного слоя образуется пленка, поэтому покрывать изображение лаком не нужно.

Материалы для работы

Выбор краски

Естественно, если мы собрались рисовать, то выбор художественных материалов будет стоять на одном из первых мест. Сегодня и профессионалы, и любители используют самые разные краски по дереву для росписи, и для того, чтобы вы могли сделать выбор, мы составили небольшую таблицу:

Краска Особенности
Акрил Художественные акриловые краски на водной и водно-спиртовой основе являются, несомненно, наилучшим выбором для множества оформительских работ, и роспись по дереву здесь не является исключением. Художественный акрил:

  • Легко наносится на подготовленную поверхность.
  • Отличается значительной укрывистостью (под ним не проступает текстура материала).
  • Достаточно быстро сохнет.
  • Не тускнеет при высыхании и практически не обесцвечивается со временем.

Единственным существенным недостатком акриловых красок является достаточно высокая цена: составы от стоят довольно много. А если учесть, что для рисования иногда нужна целая палитра, то общая сумма выйдет, мягко говоря, внушительной.

Темпера Применяется несколько реже акрила, поскольку отличается большей сложностью в нанесении. При этом роспись темперой используют тогда, когда необходимо передать естественные, более мягкие цвета. Темпера также отличается укрывистостью и хорошо сохнет, не деформируясь и не растрескиваясь.
Гуашь Гуашевые краски для декорирования деревянных поверхностей применяются несколько реже, поскольку гуашь не отличается стойкостью и потому требует дополнительной защиты (лакировка, лессировка). Частично компенсировать этот недостаток можно, загустив гуашь. Для этого в емкость с краской добавляют от 15 до 30% (по объему) клея ПВА.
Акварель Акварельные краски очень редко используются в качестве самостоятельного пигмента, поскольку их структура не позволяет наносить четкие контуры. Из-за высокого содержания воды цветовое пятно расплывается, поскольку пигмент двигается вдоль волокон. В то же время роспись по дереву акварелью используется в качестве вспомогательной методики, например, для тонировки участков при резьбе или выжигании.

Естественно, что здесь мы описали лишь наиболее обширные группы декоративных составов, которые используются в оформлении. На сегодняшний день на рынке представлены десятки крупных брендов, а палитры содержат сотни и тысячи различных оттенков, потому найти нужную краску не составит труда.

Компоненты и инструменты

Разные виды росписи по дереву предполагают использование разных методик и приемов, однако набор инструментов и дополнительных материалов у художника все равно будет примерно одинаковым. Ниже мы приведем ориентировочный список, который можно считать «программой – минимум». Начните с этого перечня, а со временем, втянувшись в работу, поймете, что именно вам нужно добавить.

Итак, для подготовки деревянных поверхностей к росписи используются:

  • Шкурки с различным размером зерна для шлифовки древесины.
  • Шпатлёвки для заделки дефектов и щелей между отдельными деталями.
  • Водные, спиртовые или масляные морилки.
  • Краски в баллонах для быстрого нанесения грунтовочного слоя.
  • Грунтовки по дереву (специальные художественные либо универсальные, на базе водного раствора клея ПВА).

Если же говорить о самом процессе декорирования, то технология росписи по дереву предполагает использование следующих инструментов:

Кисти художественные разных размеров (от № 0 до № 10). Из материалов лучше всего выбирать колонковые кисти, но они довольно дороги. Именно по этой причине новичкам рекомендуют осваивать методику росписи с «беличьими» кистями или изделиями из щетины, и только потом переходить на дорогие изделия.

  • Кисти для нанесения лака – более широкие, часто плоской формы. Могут быть как натуральными, так и синтетическими, в зависимости от того, какой именно состав планируется применять для лакировки древесины.
  • Валики – для обработки больших поверхностей.

Аэрограф используют профессионалы для быстрого нанесения рисунка и для создания плавных цветовых градиентов. При использовании аэрографии часто применяются трафареты для росписи по дереву акриловыми красками, изготовленные из картона или тонкого пластика.

Среди вспомогательных предметов можно выделить:

  • Палитра – деревянная или пластиковая пластинка для смешивания красок.
  • Малярный скотч – для оформления ровных линий и для защиты участков.
  • Ветошь – для вытирания рук, кистей, а также для быстрого удаления капель краски с различных поверхностей.
  • Баночки с водой — для мытья кистей и разведения краски.

Возникновение хохломы

Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи,

Крупное торговое село Нижегородской области Заволжья — Хохлома, — словно магнит, притягивала к себе искусных мастеров.

Эта, говоря современным языком, региональная ярмарка для группы деревень по берегам реки Узолы работала не только для внутреннего рынка России. Зажиточные купцы скупали на ней крупные партии ходового товара и везли их на экспорт. Таким образом, рынок Хохломы был «под прицелом» как внутреннего, так и внешнего рынков, а значит, на нем преобладала конкуренция качества над конкуренцией цены. Был создан реальный стимул: умение мастеровитого человека приносило ему ощутимый достаток.

Согласно исследованиям специалистов, в период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву.

В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются:

— фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды;

— объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов.

Липецкая роспись

Если услышите словосочетание «липецкая хохлома», не удивляйтесь: липецкая роспись действительно схожа технологиями с самым «золотым» русским промыслом. Но в отличие от хохломы она более многоцветна. Фон в этом промысле бывает нетрадиционным, зеленым, например.

Промысел относится к 18 веку: из липы, которая росла в окрестностях в огромных количествах, делали миски, ковши, чаши, ложки. В 19 столетии, когда деревянное производство вытеснил фарфор и фаянс, промысел едва не исчез. Но уже в 20 веке, в 70-х годах открылась фабрика «Липецкие узоры», продукция которой оказалась очень востребованной.

Особенности направления:

  • изготовление любого изделия (даже самой маленькой ложки) занимает 72 дня;
  • сначала использовались натуральные красители, позднее их вытеснили анилиновые краски;
  • основные узоры – линии (волнистые и прямые), кружочки, точки, розетки, стилизованные животные;
  • характер липецкого орнамента часто называют парчовым;
  • узнаваемый элемент – спелый пшеничный колосок.

Этот вид русской росписи украшал не только деревянные изделия, но еще и металлические предметы, в частности – самовары.

Городецкая

Этот промысел родился на Поволжской земле. Жители отдельных сел Поволжья декорировали прялки резьбой, а потом немного подкрашивали резной орнамент. На нижегородской ярмарке такая продукция пользовалась немалым спросом. А потом роспись заменила вовсе резной декор (подробнее о Городецкой росписи).

5 главных тезисов – городецкая роспись:

  1. Термин появился в 30-х годах прошлого века, благодаря исследования В. Василенко. Городец был центром сбыта расписной утвари. Одним из отцов-основателей промысла стал иконописец Огуречников, местным мастерам он преподал новые приемы.
  2. Сначала мастера творили на загрунтованной поверхности, после ВОв начали использовать необработанную древесину. Рисунки, благодаря этому, стали легче и прозрачнее.
  3. Основа росписи – замалевок, теневка, разживка. Эти этапы являются главным алгоритмом художника. По композициям принято разделять 3 вида: чистая цветочная роспись, картинка с мотивом «Конь» и роспись со сложным сюжетом.
  4. Узнаваемые детали орнамента – букет, ромб, гирлянда, венок, цветная полоса. Любимой темой рисунков стали экстерьеры домов с резными ставенками, печными трубами, пестрыми наличниками.
  5. Новичок может начать с росписи простой деревянной посуды – ложек, лопаток. Акрил и гуашь подойдут для этого творческого опыта.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются «Роспись по дереву для начинающих», куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву — для начинающих это увлекательный творческий процесс.

Декоративная роспись по дереву

Своими корнями декоративная роспись по древесине уходит в давно минувшие годы. Еще древние люди научились делать из дерева посуду и задумывались о придаче ей красивого и оригинального вида. В наши дни оригинальными рисунками украшают мебель, игрушки, посуду. Этим занимаются не только взрослые, но и дети. Поэтому многим хочется узнать, какими красками рисовать по дереву, об особенностях этих средств и методах их нанесения.

Роспись как декоративно-прикладное искусство передается из поколения в поколение. Особенно взрослым и детям нравиться изображать оригинальные узоры с народными мотивами. Сегодня очень популярно расписывать различные предметы интерьера: от картин, до панно. Рисунки можно увидеть на игрушках, посуде, музыкальных инструментах. Вам не помешает иметь представление о том, какими красками рисовать по дереву. Применение масляной краски очевидно, но также используется гуашь, акрил, акварель, анилин. О каждой из них мы поговорим подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector