Архитектура средневековья и строительство европейских средних веков

Содержание:

Село и город

И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками.
Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.

Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.

Въезд английского сеньора в город

Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь.
Эти „башмаки» играли роль современных галош.
Собственно говоря, эта до­полнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы,
прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.

Выглядело это вот так

Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.

Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»

«Ворот же ровным счетом шесть,
Притом еще два малых входа;
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты,
Плодов и сала и вина;
На всяк товар своя цена,
Обилен торг – куда ни глянь!
Еще тут есть тринадцать бань
Общественных и храмов восемь,
Где Богу мы хвалу возносим.
Река по городу бежит,
Семь дюжин жерновов вертит…
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретает свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил»

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в строений 17—19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

13 Замок Хоэнзальцбург, Австрия

Это строение считается одним из самых крупных из всех сохранившихся средневековых замков в Европе и находится на высоте 120 метров на вершине горы Фестунг недалеко от австрийского города Зальцбург. Замок был построен в 1077 году под руководством архиепископа Зальцбурга, но теперь от той постройки осталось только основание.

Хоэнзальцбург много раз укрепляли, перестраивали и реконструировали. Только в XVI веке он приобрел тот вид, который есть сейчас. Крепость использовалась в качестве склада, казармы, форта и даже тюрьмы во время Первой мировой войны. Теперь этот замок является излюбленной достопримечательностью у туристов, куда можно подняться на фуникулере или дойти пешком.

15 Мон-Сен-Мишель, Франция

Этот замок не зря называют архитектурным чудом Франции. Он представляет собой скалистый остров на северо-западе Франции, который был превращен в остров-крепость в VIII веке. Долгое время здесь жили монахи, и даже было построено аббатство.

Во время 100-летней войны англичане безуспешно пытались завоевать этот остров, а во время французской революции, когда на острове не было монахов, здесь построили тюрьму. Ее закрыли в 1863, а в 1874 остров был признан историческим памятником. Ежегодно здесь бывает около 3 миллионов туристов, тогда как местных жителей всего несколько десятков человек!

Эти удивительные исторические памятники дошли до потомков практически в первозданном виде. Они хранят многовековую историю разных народов, которую не всегда можно прочесть на страницах учебников.

По материалам: worldatlas.com

ТЕГИ история
путеводитель
путешествия

Средневековые замки полны секретных ходов и подземелий

Не бывало средневековых замков без секретных ходов и подвалов. /Фото: quora.net, exploring-castles.com

Пожалуй, это один из тех распространенных мнений о средневековых замках, который соответствует действительности. Ведь многие из нас читали или видели в фильмах и сериалах, как персонажи, спасаясь от погони или просто желая остаться незамеченными, предпочитают передвигаться по тайным коридорам или спускаясь в скрытые от глаз обывателей подземелья.

Подземелья швейцарского замка давно обросли мрачными легендами. /Фото: tripadvisor

Тенденция к проектированию скрытых ходов в замках эпохи Средневековья действительно была, причем довольно распространенной.

Основной причиной их появления было, конечно, стремление иметь на всякий случай возможность незаметно улизнуть от противника по тайным коридорам. Кроме того, активно создавались так называемые потерны – то есть подземные ходы, которые вели в разные части или строения крепости, а также за ее пределы.

Увы, но тайные ходы могут стать Ахиллесовой пятой замка. /Фото: messynessychic.com

Однако эти же секретные коридоры и подземелья со многими замками сыграли злую шутку: если во время боевых действий или осадного положения внутри сооружения находится предатель, который знает о существовании скрытых лабиринтов, то ему не составит труда открыть этот путь вражеской армии. Именно так и случилось в 1645 году при осаде замка Корф.

Фасады приграничных зданий

Каждый дом Германии и Франции уникален и имеет свой особый стиль, отражающий традиции и национальный уклад. Именно потому на границе двух государств зародился новый, сочетающий лучшие черты обоих направлений, стиль. И именно дом Каммерцеля стал главным его представителем.

Возведенный торговцем сыра Мартином Брауном в 1589 году в Страсбурге, он полностью иллюстрирует то композиционное изящество, присущее немецкому и французскому стилю в каркасных деревянных зданиях.

Непрерывные полосы окон во весь фасад, мощные и одновременно изящные скульптуры на опорных столбах — все это стало прообразом ленточных окон в зданиях раннего интернационального стиля Франции XX века.

Даже крыши претерпели со временем изменения. Теперь это крыши с перекладинами и горизонтальными стягивающими балками, которые вместе со стропилами образовывают жесткую треугольную форму. Таким образом, углы, под которыми шли скаты, изменились.

Для чего были созданы эти новшества? Главным преимуществом таких крыш было отсутствие раздвигающего усилия на стены, к тому же их можно было делать тоньше. Например, как у домов на рыночной площади Баварии в Мильтенберге.

Средневековый городской дом – это уникальная технология, неприменимая к каменным сооружениям, это уютные здания, залитые естественным светом внутри, это целая эпоха в архитектуре, возникшая под влиянием ограничений территорий и возможностей.

И сегодня мы можем спокойно прогуливаться по улицам стран Западной Европы. Наблюдать, как прохожие, привыкшие к своим домам, спешат по улицам, не замечая красоты и искусства своих предков.

Мы можем даже прикоснуться к стенам этих фантастических сооружений, пройти внутрь и досконально изучить их технологию возведения. Ведь так важна та информация, которую хранит и передает нам дерево через столько сотни лет!

Средневековый дом: сакральная жилплощадь

Не столь важен был облик дома. Замок, лачуга, дворец, землянка или особняк — всё это тихая гавань мирной жизни, которую почитали и всегда помнили. Он порой закрыт и недоступен для чужаков, но тем не менее домашний очаг символизировал милосердие и доброту. Конечно же, значение этих понятий было несколько иным. Они соответствовали духу времени: в любой момент к дому мог подойти бедняк или заплутавший путник, которому требовалась помощь. Кусок хлеба или миска похлёбки, данный нуждающемуся был важным шагом на пути к спасению души христианина. Хотя стоящий за порогом дома мог оказаться либо сыном Божьим, либо посланцем тьмы и зла.

Город

Города в средневековой Европе были довольно малы.

Наши привычные масштабы «мегаполиса» совсем не применимы к ним.

Возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда — только взрослые мужчины.

Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.

Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.

Средневековые ворота в английском городе Кентербери, в графстве Кент. Этот символ города привлекает многочисленных туристов в город.

60-ти футовые ворота являются самыми большими из сохранившихся до нашего времени городских ворот в Англии.

Западные ворота в Кентербери были построены из песчаника в 1379-ом году, и до сих пор находятся в превосходном состоянии, являясь важным туристическим символом города.

Дорога все еще проходит через арки этих ворот, так что они до сих пор сохраняют свою главную первоначальную функцию.

Изображение города на миниатюре 15в.

Совершая прогулку по средневековому городу, вы тщетно искали бы на домах того, что нам кажется столь необходимым, к чему мы так привыкли,— номеров.

Термин «замок» применяется к меньшему количеству сооружений, чем это обычно делают

Не все то замок, что красивое масштабное сооружение. /Фото: pinterest.de

Сегодня довольно легко проследить распространенную тенденцию: словом «замок» сегодня предпочитают применять к, по сути, любому внушительному жилому сооружению эпохи Средневековья, где хотя бы предположительно жил феодал. То есть сейчас замком называют не только полноценные крепости, но и дворцы, и даже любые большие по площади поместья.

Замок 19 века — яркий пример неоготики, или стилизации Средневековья. /Фото: klook.com

В реальности термином «замок» должно обозначаться исключительно сооружение, которое подходит по характеристику «фортификационное укрепление».

А внутри обычно располагается целый ряд построек различного назначения, которые, по сути, составляют инфраструктуру населенного пункта, спрятанного за стенами. Однако главной функцией замка всегда оставалась оборонительная. Поэтому, к примеру, не корректно будет назвать замком легендарный романтический дворец Людвига II — Нойшванштайн.

Главным фактором, который обеспечивает обороноспособность замка – это местоположение, а не строение самого сооружения

Правильное расположение — залог обороноспособности замка. /Фото: obiskusstve.com

Многие думают, что средневековые замки и крепости трудно было взять даже осадой именно благодаря их хитрому плану строения.

Вот только настоящим залогом оборонительной мощи этого сооружения заключался выборе правильного места, где оно будет располагаться. Само собой, планировке укрепления уделялось немало внимания, ведь это также важный для обороны замка аспект. Однако по-настоящему неприступными замки становились не за счет толщины стен и расположения бойниц, а грамотно выбранное место для его строительства.

Замок на возвышении — норма для Средневековья. /Фото: allcastle.info

Наиболее приемлемым для возведения сооружения являлся крутой высокий холм, а также отвесной склон либо скала, к которым почти нереально подобраться в принципе и без фортификации.

Кроме того, отличным вариантом была извилистая дорога к замку, так как она беспрепятственно простреливается из крепости. Именно наличие данных критериев в большинстве случаев определяло исход средневековых битв, причем в гораздо большей степени, чем другие.

Обороноспособность замка было способно обеспечить небольшое количество человек

Трудно поверить, что огромную территорию средневековой крепости можно было защитить без тысяч солдат. /Фото: elenaruvel.com

Многие из нас уверены, что для обслуживания средневекового замка в мирное время, а также для обеспечения обороноспособности в условиях боевых действий или осады необходимо огромное количество людей – от обычных жителей до отрядов солдат и рыцарей. А в реальной жизни все было, по сути, ровно наоборот.

Для взятия крепости требовалось гораздо больше людей, чем для его обороны. /Фото: russian7.ru

На самом деле, средневековый замок, как фортификационное сооружение, изначально строилось как раз таким образом, чтобы его защита могла осуществляться малыми силами. Кроме того, во время осады большое количество людей только быстрее опустошало бы запасы провизии, которые в таких условиях довольно сложно пополнить.

Огромный замок Харлех почти год обороняли меньше полусотни человек. /Фото: planeta-best.ru

Ярким примером длительной обороны крепости небольшим составом людей является осада замка Харлех, которая длилась практически целый год, и это притом, что его гарнизон насчитывал всего 36 человек, а под стенами сооружения стояла армия из нескольких тысяч солдат.

Изобразительное искусство

До X века в европейской живописи практически не было образов человека. Она изобиловала растительными, животными и геометрическим орнаментами. Но с зарождением романского стиля на смену орнаментальному искусству приходит изображение человека: святых и библейских персонажей. Конечно, это было еще условное воспроизведение, но, несомненно, знаменовавшее собой большой шаг вперед.

В декоре романских храмов большое место отводилось фрескам и витражам. Стены, своды, колонны и капители базилик были расписаны многоцветными яркими фресками. Такие церкви «населяло» большое количество фантастических созданий, вырезанных в камне. Средневековые скульпторы заимствовали их из языческого прошлого германских и кельтских племен.

К сожалению, лишь незначительная часть монументальной живописи в романском стиле дошла до наших дней. Такими примерами могут служить фрески монастырских церквей Санта-Мария-де-Игасель (Испания) и Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция).

В последнем случае речь идет о большом цикле росписей, занимающих все пространство свода, на котором лаконично изображены различные библейские сюжеты. На светлом фоне четко вырисовываются фигуры, очерченные ярким контуром.

О светском же декоративно-прикладном искусстве можно судить по вышитому гобелену из Байе. На длинной полосе ковра вытканы эпизоды завоевания Англии нормандскими рыцарями в 1066 г.

Помимо фресок широкое распространение получила в романскую эпоху книжная миниатюра, отличавшаяся пышностью и красочностью. В монастырях имелись специальные мастерские – скриптории, где переписывались и украшались манускрипты. Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Впрочем, были иллюстрации, носившие самостоятельный характер и отражавшие суть повествования. Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники.

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет.

Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее.

Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.

Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Налог

Реальный доход человека никого не интересовал и никак официально не учитывался. Налоги брали с имущества (реально существующего на данный момент) и налогами облагались конкретные действия.

Так, налог взымался за проезд по мосту, за ввоз в город товаров, за торговлю на рыночной площади, за право вывешивать над своей мастерской вывеску и т.д. и т.п.

При определении налога на имущество сборщик налогов проводил… ну не обыск, конечно, но близко к тому: подробный досмотр имущества и составление его описи.

За неуплату налога часть имущества горожанина могла быть конфискована и продана с торгов.

Выплата ренты. Прорисовка с миниатюры 15 века.А это портовый город Брюгге на изображении 15 в.

Город Париж на изображении 15 века.

Особенности романской архитектуры

Как понять, что перед вами сооружение романского стиля? Обратите внимание на следующие особенности:

  1. Церковь стремилась создать мощные и прочные сооружения, которые отображали бы её возрастающую силу и служили укрытием. Таким сооружением становится базилика.
  2. Формы сооружений — вытянутые прямоугольники: внутри должно быть просторно. Чтобы увеличить высоту сооружений, стали использоваться крестовые своды (те, которые соединяют в себе две арки).
  3. Простота сооружений. Они должны гармонировать с окружающей средой.
  4. Толстые массивные стены, узкие окна и двери, большое количество полукруглых (полуциркульных) арок.
  5. Архитекторы вдохновлялись древнеримским стилем.
  6. Тесная связь с религией. Основная идея стиля — богословская.

Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)

Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.

Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после

  • базилики Святого Петра в Риме,
  • базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
  • собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
  • кафедрального собора Севильи.

Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.

Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.

Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.

Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов ( у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье 

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили».  Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый  из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Готика Англии и Франции

Зарождение готики как архитектурного стиля произошло на севере Франции. Своего рассвета она достигла в XIII веке. Основной готической постройкой в то время был монастырь ордена бенедиктинцев с библиотекой на 570 книг. Вторым главным собором во Франции стал собор Парижской Богоматери.

ФОТО: worldlist.travelСобор Шартре был построен в период с XII до XIX веков. От других построек он отличается художественной цельностью

В Англии, в отличие от других стран, готика появилась рано и просуществовала до четырнадцатого века. Собор в Солсбери стал одним из образцов английской готики, но национальной святыней и резиденцией епископа стал Кентерберийский собор. Британская готика делится на несколько периодов: английская готика, геометрически-криволинейная и перпендикулярная.

ФОТО: hakkindabilgial.comКентерберийский собор построен в XII-XIV векахФОТО: pp.userapi.comВинчестерский собор в Англии – одно из самых посещаемых мест

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Готическая архитектура — видео

Готический архитектурный стиль

04 3 Готическая архитектура 1
10:30

04 3 Готическая архитектура 2
11:12

04 3 Готическая архитектура 3
11:25

СЕКРЕТЫ СТИЛЯ готика
26:01

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.

Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.

Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

5 2 голоса

Рейтинг статьи

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры , Германии, имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Читайте больше в статье Рококо в архитектуре: это надо знать. описаны кратко на , а также есть описание памятников и в .

Архитектурные стили Модерна

Хотя искусствоведы Великобритании однозначно определяют Ар Нуво как Викторианский стиль, его рождение провозгласило начало эпохи Модерна. А было это в 1861 году.

Ар Нуво (Арт-Нуво)

Этот архитектурный стиль, развивался с конца 19 века до середины 20х годов 20 века. Родоначальником Арт-Нуво считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), известный лидер «Артс энд крафт», и художники-прерафаэлиты.

Несмотря на разные названия, «либерти», «югендстиль», «тиффани », «метро» и другие, он легко узнаваем, т.к. черпает свое вдохновение из природы. Его основная характеристика — это орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб.

Доминируют плавные изогнутые линии и формы; часто присутствуют женские силуэты и элементы неоклассицизма. Более подробно об этом стиле можно узнать в статье Модерн в архитектуре.

Арт Деко (Ар-Деко)

Это динамичное и смелое продолжение Ар Нуво. Он не отвергает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Трансформирует плавные линии Ар Нуво в геометрию, угловатые орнаменты и этнографические узоры. Отдает предпочтение дорогостоящим материалам, например, редким породам дерева, слоновой кости, алюминию и серебру.

Роскошь ограничена строгой закономерностью и отсутствием ярких цветов в оформлении. Главный акцент — это красота материала. Ар Деко получило международное признание в 30—40-е годы прошедшего 20 столетия.

Арт-деко. Здание Chrysler, Нью-Йорк, США

Модерн Рациональный

В 1930-1937 гг.  Ар Деко мягко перетекает в Рациональный модерн. Этот стиль подчеркивает выгнутые, вытянутые горизонтально формы и элементы корабельной архитектуры. Промышленные дизайнеры лишили Ар Деко орнамента в пользу чистой линии, острые углы сменились аэродинамическими изгибами, а экзотические породы дерева и камень вытеснил цемент и стекло.

Здание аптеки, Канзас-Сити, Миссури, США, в стиле модерн.

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части
  • Увеличение высоты здания
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
  • Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн.
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector