Готический собор в западной европе. часть 1

Материалы для отделки

Строения замков отличаются каменной кладкой стен – грубо, но надёжно. Соответственно, средневековый интерьер приемлет кирпич, валуны и камни отличающихся размеров. Разрешается отделка декорированной в старинном стиле керамической плиткой. Бюджетный вариант – рулонные обои, на который нанесён каменный узор или отделка специальными панелями.

Дизайнеры рекомендуют для уюта чередовать камень с деревянной отделкой, с оштукатуренными участками или с поверхностями, оклеенными обоями. При этом стоит избегать ровных и гладких поверхностей.

Полы делают холодными на вид. Это камень или плитка, под которые монтируют «тёплый пол». Разрешается покрытие ламинатом или линолеумом с соответствующим рисунком. Иногда применяют паркетное покрытие.

На потолке обязательны деревянные балки из брёвен или бруса. Имитация полимерными конструкциями тоже допустима.

Центр комнаты занимает камин из камня с коваными принадлежностями, который легко заменяется искусственным вариантом.

Входная дверь для замкового интерьера выбирается тяжёлая, деревянная, в окантовке из железа. Похожие двери устанавливают и внутри.

Окна, желательно, поставить удлинённые арочные, с мозаичным стеклом. Вокруг сделать каменную отделку.

Применение в интерьере

Создавая новые проекты малоэтажных строений, необязательно выполнять все необходимые и характерные для готического стиля элементы.

Строительство дома можно вести из кирпича и бетонных блоков, а в отделке использовать декоративную штукатурку или панели, имитирующие камень.

На потолке в высокой комнате стиль подчеркивают открытые стропила или деревянные балки. В дизайне потолка возможно использование росписи, лепнины, кованых или литых элементов. Подчеркнет стиль использование в нижней трети стены декоративной отделки под известняк, мрамор или дикий камень.

Очень хорошее сочетание получается, когда применяется оштукатуренная стена и остается частично открытая каменная кладка. Комната выглядит интригующе при черной окраске стен, характерной для готики. Очень интересно и богато смотрится драпировка обоями или текстилем. Черный фон с серым орнаментом, глубокий бордовый или фиолетовый, темно-зеленый бутылочный, а также приглушенный синий или кроваво-красный цвета создают обстановку викторианской эпохи.

Мебель используется простая, массивная и немного грубоватая. Вычурно украшенные изголовья кровати, высокие резные спинки стульев, филенчатые шкафчики, состоящие из нескольких ярусов буфеты. Обязательно наличие старинных высоких зеркал, кованых каминных решеток, причудливых светильников с хрустальными подвесками, резных шкатулок и необычных пуфов.

Оформление кухни в готическом стиле будет более подходящим для загородного дома. Трудно представить в маленькой городской кухне огромный стол или буфет, канделябры или кованые подсвечники. Чтобы создать какие-либо признаки готического стиля, обычно используют высокие буфеты и шкафы с арочными элементами. В большое помещение прекрасно вписываются и мебель, и оформление потолочных перекрытий, и использование кованых элементов. Логичным будет установка большого обеденного стола со стульями, имеющими высокие резные спинки и создание специальной системы освещения.

Во время проведения ремонта нелишней будет замена окон. Можно установить высокие, заостренные кверху рамы. Или просто на окна установить цветные витражи.

Оформление ванной в стиле готики не означает погружение в черноту и мрак. Это значит роскошь и изысканность. Комнаты небольших размеров требуют тщательного подбора каждого предмета интерьера. Чаще всего используются уникальная мебель, желательно с золотистыми орнаментами, и необычная сантехника.

В достаточно большой комнате хорошо будет смотреться темная чугунная ванна на ножках в виде львиных лап, с приподнятым полукруглым изголовьем. Смесители должны быть обязательно золотистого цвета, чтобы не нарушать гармонию с мебельным ансамблем. Стены лучше отделать в серых тонах, это могут быть деревянные панели или декоративная штукатурка. Потолок должен соответствовать стенам, и выполняется в таких же цветах. Можно попробовать зеркальную плитку. На полу правильнее будет использовать кафель.

Создание интерьера спальни в готическом стиле возможно при использовании только некоторых мебельных деталей, даже в небольших одноэтажных домах и квартирах. Для получения необходимого образа обязательно наличие массивной кровати с высокой спинкой. Кровать должна быть изготовлена из темных пород дерева. Прикроватные тумбочки выполняются из такого же материала.

Окна, желательно вытянутой прямоугольной формы, обязательно закрывают бархатными или парчовыми шторами, украшенными кисточками и бахромой. Стулья и кресла из натурального дерева, с высокими спинками. Шкафы также изготовлены из древесного массива.

В детской спальне готический стиль может проявиться в добавлении к кровати защитного балдахина из легких тканей, а также специального регулируемого освещения на подвесных глянцевых потолках.

В комнате для подростка необходимо большое количество шкафов для размещения одежды, книг, учебников и школьных принадлежностей. В данном случае возможно использование классической цветовой гаммы

Вполне достаточно будет красного и черного цветов, но необходимо пользоваться ими с осторожностью. Оптимально – покрасить стены в белый или кремовый цвет, кровать установить темного дерева с балдахином

На окна повесить темные шторы, можно с кисточками и бахромой. Сделать подвесные глянцевые потолки с точечными светильниками.

Примеры других способов оформления:

  • красное покрывало и подушки с кисточками;
  • витражи на окна;
  • для мальчика – кованый сундук с «кладом» и «сокровищами».

Разнообразие готического стиля

Готический стиль до сих пор радует архитекторов и дизайнеров. Его влияние в различных формах можно увидеть в современной архитектуре и дизайне интерьера, даже в таких тенденциях, как:

  • готический гламур;
  • новая готика;
  • романтическая готика;
  • имперская готика;
  • фэнтезийная готика;
  • вампирская готика.

Немного темный климат, основанный на доминирующих цветах черного, серого, с примесью золота и красного, является характерным элементом этого стиля. Вы можете создать его на кухне — умелый выбор цветов и декораций создаст интригующее пространство в комнате

Важно, что интерьер в готическом стиле не должен быть холодным и мрачным. Узнайте, как легко создать интерьер кухни, вдохновленный готикой

Готика в России код

Основная статья: Русская псевдоготика

Главный зал Владычной палаты.

Уникальный пример готических построек на территории Руси — Грановитая палата 1433 года и, вероятно, звонница Софийского собора (1439) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.

В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.
Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов.

Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в —1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.

Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в —1911 годах. Собственный дом архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896 г.) — яркий пример неоготики. Дом украшен островерхими башенками и витражами (сохранились).

Бранденбургские ворота в Калининграде, неоготика

Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется в Поволжье и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (—) и др.

Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде отреставрирован фактически «с нуля» средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).

Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге: Дом купеческой гильдии Святого Духа, Усадьба бюргера, Гильдейский дом, дом горожанина, здание банка на Рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в Старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый Выборгский замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Идея постройки собора заново, по старым чертежам, поддержки не получила. В городе Приморске сохранилось здание лютеранской церкви Марии Магдалины (начало XX в.).

Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.

Список источников

  • crossmoda.narod.ru
  • mymansion.ru
  • ru.wikibedia.ru
  • wikiredia.ru
  • www.worldarthistory.com
  • uclg.ru

Ранняя английская готика

В начале XIX в. архитектор Томас Рикман разделил английскую готику на три периода: раннюю, украшенную и перпендикулярную. В Англию готический стиль принес французский мастер Гийом из Санса, начавший в 1174 г. (примерно через тридцать лет после формирования этого стиля во Франции) перестройку восточной части собора в Кентербери. Стиль стал быстро развиваться, и уже ранние английские готические здания (построенные примерно в 1170-1280 гг.) отличаются от французских образцов того времени, как в плане, так и в деталях. Для английских зданий в целом характерны более прямые линии и более четкое разделение на составляющие части и, как следствие, меньшая пространственная целостность.

Фасад Беверли-Минстер (начало XIII в.)

Это здание сочетает в себе черты, характерные для раннего английского фасада: стройные ланцетовидные окна, дверные проемы, разделенные группами колонн с четырехлопастной аркой над ними; выступающие контрфорсы и круглые окна.

Ланцетовидные окна. Ундя-Черч

Окно этой церкви состоит из пяти ланцетовидных проемов, без какой-либо ажурной резьбы. Каменные стойки между проемами стали настолько тонкими, что по сути, являются каменными прутьями – черта, позднее полупившая развитие в украшенном стиле. Над окном расположен выступающий каменный поясок, или слезник, закрывающий их от дождя.

Двойной трансепт. Собор в Солсбери (начат в 1220 г.)

За исключением башни XIV в., собор относится к периоду ранней английской готики. В английских готических церквях трансепты иногда были двойными.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

Собор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

  • в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
  • Ренессанс (хоры),
  • классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
  • индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
  • современная (создание витражей)

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

  • Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
  • порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
  • великолепные витражи 12-го и 13-го веков —

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали  собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

  • на Западе — Страшный суд;
  • на севере — прославление Богородицы;
  • на юге — прославление Христа.

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Мирский замок. Мир. Беларусь

Готические замки Средневековья изумительны, и как можно заметить, неподвластны времени. Все это в полной мере относится и к Мирскому замку, первое упоминание о котором относится к 1395 году.

Получил наименование по городку Мир, и долгое время оставался резиденцией богатейшего рода Литвы Радзивиллов. Величественное оборонительное сооружение стало свидетелем и участником множества войн, а сегодня это одна из главных достопримечательностей республики.

Туристов привлекает не только грациозная готическая архитектура замка, но и множественные легенды, связанные с этим средневековым сооружением.

8

Капелла Сент-Шапель, лучистая готика

Сент-Шапель дословно переводится на русский, как «святая часовня» или «святая капелла», если пользоваться католическим термином. Небольшое здание было построено в XIII веке для хранения священных особо ценных христианских реликвий, свидетельствующих о жизни Христа (терновый венец и фрагменты креста с Голгофы).

Сент Шапель, фасад

Общее описание. Церковь является одной из самых красивых готических построек средневековья, сохранившихся до наших дней. Здание имеет очень скромные размеры: длина и ширина составляют 36 и 17 метров соответственно; зато роскошные позолоченные интерьеры не знают себе равных. Капелла состоит из двух уровней (верхний и нижний), два отдельных больших помещения, каждое из которых имеет свой уникальный интерьер.

Место расположения: Франция, Париж, остров Сите в центре города (стрелка реки Сена).

Даты постройки: 1242—1248 гг.

Кто построил? архитектор Пьер из Монтрейля.

Интерьер верхнего яруса капеллы

Интерьер часовни имеет несколько уникальных особенностей. Во-первых, при строительстве было применено сплошное остекление по периметру. Человек, стоящий в центре помещения полностью окружён яркими витражным окнами. Во-вторых, с этой часовни начался новый период в архитектуре, названный «лучистой готикой». Опорные колонны подобно лучам устремляются в высь и органично переходят в потолочные нервюры.

Нижний ярус

Нижняя капелла имеет богатую орнаментальную роспись, что сильно отличает её от большинства одноцветных готических интерьеров. Колонны, украшенные геральдическим орнаментом, поддерживают своды символизирующие звёздное небо.

Ульмский собор

Это лютеранская церковь в городе Ульм. Сооружение считают наиболее высоким в мире: высота шатра колокольни составляет 161,5 м. На уровне 143 м обустроена смотровая площадка, с которой открывается восхитительный вид на город.

Собор в Ульме был заложен в 1377 году. Работы над основной частью церкви были завершены в 1405 году.

Интересные факты:

  • На крыше собора имеется скульптура воробья с веточкой в клюве. Городские легенды гласят, что это знак уважения этим птицам за подсказку о том, как провезти массивные бревна через небольшие городские ворота.
  • После того как в 1405 году здание было достроено, его освятили, однако простоял собор недолго: своды были очень тяжелыми, поэтому боковые нефы не выдержали нагрузки. В разрушенном состоянии собор стоял до 1543 года.

Общая характеристика готической архитектуры

Амьенский собор

Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался на севере современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в. мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали разработку новой конструкции типично готической стрельчатой арки. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Капелла Сент-Шапель

Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, — городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Христианские государи Англии, Испании, Германии приняли готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Утверждали готическую архитектуру и монашеские ордена.

Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы.
Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.

Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Ранняя английская готика: интерьеры

Интерьеры ранней английской готики отличались от французских более широкими пролетами арок и большей склонностью к использованию горизонтальных линий. Величественные соборы и церкви этого периода имеют плавные удлиненные формы, причем линии в равной степени увлекают взгляд в горизонтальном и в вертикальном направлении. Интерьеры не воспринимаются как единое целое. В плане они членятся на отдельные части. Нет единства и в деталях декора. В интерьерах используется большое количество колонн, часто сделанных из мрамора или другого роскошного камня. В поздний готический период широко использовали нервюры как декоративный элемент.

Собор. Линкольн

Собор в Линкольне, строительство которого было начато в 1192 г., является одним из лучших в ранней английской готике. В нефе, показанном на иллюстрации. доминируют горизонтали. подчеркнутые широкими пролетами, отсутствием высоких колонн, ребрами свода.
В северном трансепте собора стволы колонн несут капители с глубоко прорезанным лиственным орнаментом. Некоторые капители без орнамента.

Опоры собора в Линкольне характерны для ранней английской готики. Они украшены пучками тонких колонн из мрамора. Колонны с резьбой вверху и внизу. Широкие пролеты аркады центрального нефа и трифория собора в Линкольне подчеркивают его горизонтальную протяженность.
Орнамент, называемый «собачий зуб», на самом деле представляет собой цветок с четырьмя лепестками, в центре которого расположен заостренный выступ.

XIX век — возрождение готики. Церковные постройки

В конце XVIII в Европейской культуре, особенно в Англии, начинает входить в моду интерес к традициям искусства прошлого. Появляется новое движение в искусстве – «историзм». Готика снова начинает входить в моду и возрождаться, как одно из важнейших направлений историзма. Новый стиль получил название «неоготика». Неоготика развивалась в двух направлениям: 1) археологическое направление – заключается в стремлении возродить готический стиль точном соответствии с со средневековой традицией; 2) романтическое направление – развитие и переработка старых традиционных элементов с целью создать новый стиль.

Кёльнский собор был достроен только в 19 веке

С приходом нового стиля вновь стали строиться готические соборы уже не только в Европе. Некоторые соборы остались недостроенными со времён средневековья, некоторые города решили обзавестись модными сооружениями в старинном стиле, а некоторые создавали абсолютно новую архитектуру.

Интерьер церкви св. Эдигия в Чилде

Архитектор Огастес Пьюджин, безусловный лидер английского направления неоготики, разработал уникальный проект церковного интерьера. Он прорисовал множество орнаментов в средневековом стиле и оформил все стены с помощью кафельной плитки с орнаментальными рисунками.

Крупнейшие и значительные постройки:

  1. Кёльнский собор, Германия, строительство началось ещё в средневековье, но только в XIX веке было завершено по старым чертежам;
  2. , 1900-1990, США
  3. Церковь святого Эдигия в Чидле, 1841, Великобритания, церковь имеет совершенно нетипичный по сравнению со средневековой готикой интерьер;
  4. Часовня святого Александра Невского, 1831-1833 гг., Петергоф – одна из первых православных построек в готическом стиле в России;

Общие признаки: 1) возрождение старинных традиций готики, копирование старых образцов; 2) применение современных строительных материалов; 3) архитектурные импровизации и эксперименты – совмещение готики с элементами других стилей.

Замок Рейнштайн

В Германии все крепости, являвшиеся символами власти, строились для защиты территории. Немецкие готические замки заслуженно считаются самыми красивыми не только в стране, но и мире. Богатое историческое наследие государства отразилось в старинных сооружениях, дошедших до потомков почти в первозданном виде.

Архитектурная достопримечательность, стоящая на отвесной скале, всегда являлась неприступной твердыней, однако на протяжении многих веков она не испытала ни одной осады

Известный замок Рейнштайн, расположенный в долине Рейна, имел важное стратегическое значение. Он приходит в упадок в середине XIV века, а в 1794 году его покупает персидский принц, который производит масштабную реконструкцию

Здесь проводятся рыцарские турниры, роскошные балы, а обожающий искусство хозяин не жалеет огромные суммы на украшение залов. В 70-х годах прошлого века, на волне интереса к Средневековью, замок подвергается реконструкции и превращается в национальное сокровище. Современные туристы смогут увидеть бесценную коллекцию исторических и художественных экспонатов. Кроме того, для посетителей, мечтающих погрузиться в атмосферу прошлых веков, проводятся увлекательные ночные экскурсии.

Собор Парижской Богоматери. Париж Франция

Сложно отыскать на карте Европы более известного храма, чем Notre-Dame de Paris, воспетый многими поэтами и литераторами, отображенный на не на одной сотни картин великих живописцев разных эпох.

Символ Парижа начали строить в 1163 году, а уже в начале XVI века он предстал во всей своей красе. Красивый католический собор стал ярким примером французской готики, вместе со столицей переживал счастливые и трагические события.

Во время Великой революции многие ценности были разграблены, а скульптуры, украшавшие здание, разбиты. Помнит собор и коронацию Наполеона Бонапарта, а также бои на улицах Парижа во времена Парижской коммуны.

20

Особенности готического стиля

Готика в интерьере имеет не только древние исторические корни, но и характерные узнаваемые особенности. От других стилей ее можно легко отличить по следующим признакам:

  • высоким потолкам и вытянутым заостренным окнам;
  • ребристым сводам и преобладанию темных цветов;
  • массивной деревянной мебели и ярким витражам;
  • стрельчатым аркам и особой мистической атмосфере;
  • винтовым лестницам и стройным колоннам;
  • выразительности декора и ярко выраженной вертикальной направленности внутреннего пространства помещения.

Полы в готическом стиле чаще всего делают из натурального камня или паркета. Стены принято украшать старинными гобеленами со средневековыми сюжетами, а окна драпируют тяжелыми шторами из дорогих однотонных тканей.

Особое место в готическом интерьере занимает освещение. В дневную пору благодаря габаритным окнам в помещение беспрепятственно проникают солнечные лучи, а в темное время суток источниками света служат массивные кованые люстры и напольные светильники.

В качестве декора гармонично смотрятся всевозможные старинные предметы антиквариата:

  • скульптурные композиции;
  • холодное и огнестрельное оружие;
  • сосуды из серебра, бронзы или стекла;
  • зеркала в резных позолоченных рамах;
  • каминные решетки и вазы удлиненной формы;
  • литые подсвечники и резные деревянные кресты.

Мебель подбирают из числа дорогих антикварных предметов, изготовленных из дуба или других твердых пород древесины. В готическом стиле эффектно смотрятся массивные кровати, столы и стулья с высокими спинками, комоды и шкафы.

Готические сооружения в европейских странах

Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.

Особенности Английской и Французской готики

Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.

Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления

Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.

Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году

Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.

Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.

Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны

Готика в Германии и Чехии

Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году

Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.

Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году

Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.

Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры

Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.

В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры

Испанские и итальянские готические здания

Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.

Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора

Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.

Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах

В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.

Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году

Готика в других европейских странах

Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.

Дворцовый «Зал Капитула»

Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.

Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.

Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.

Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector