Тонкости изготовления барельефа для начинающих

Преимущества и функции

Эскизы всегда выполняются индивидуально, а значит, ваш интерьер обязательно будет уникальным и неповторимым.

Барельеф в интерьере помогает расширить возможности оформления помещения, придавая особую изюминку, а также позволяя проявить фантазию и не ограничиваться определенным стилевым решением.

Несмотря на свою актуальность, элемент не является довольно популярным видом декора, и многие даже не знают, что такое барельеф. Данная статья подробно расскажет, что этот элемент из себя представляет, а также варианты его самостоятельного создания.

Барельеф в интерьере представляет собой особый элемент декора, который дает хозяину возможность последующего оформления помещения. С его помощью можно украсить как целую стену, сделав панно с определенной тематикой, тем самым разнообразив пустующую поверхность, так и определенный элемент декора помещения, например, камин.

В последнем случае лепка на стене применяется не так часто, но при этом позволяет создать по-настоящему неповторимый вид, особенно в сочетании с подсветкой, которая выделит каждую выпуклую часть данного элемента. Но это еще далеко не все возможности применения элемента, ведь с его помощью многие украшают различные проемы.

Барельеф в интерьере может быть создан как в виде какого-то определенного рисунка, так и в качестве простого узора, который соответствует другим элементам вашего помещения.

При грамотном подходе он может стать по-настоящему невероятным произведением искусства, которое будет приковывать внимание с первого взгляда

Главной особенностью данного элемента декора является возможность составить картину в одном цвете с интерьером. Его не нужно подчеркивать другими оттенками, тем самым выпуклые части выделяются лишь при помощи игры света, но при этом очень важно грамотно продумать искусственное освещение в данном месте либо использовать специальную подсветку

Главной особенностью данного элемента декора является возможность составить картину в одном цвете с интерьером. Его не нужно подчеркивать другими оттенками, тем самым выпуклые части выделяются лишь при помощи игры света, но при этом очень важно грамотно продумать искусственное освещение в данном месте либо использовать специальную подсветку. Помимо декорирования, барельеф выполняет и другие функции, в число которых входит:

Помимо декорирования, барельеф выполняет и другие функции, в число которых входит:

  • возможность исказить пространство на усмотрение владельца помещения;
  • сделать особенный переход между различными зонами;
  • выделить инженерную коммуникацию.

Несмотря на большое количество преимуществ, картины из гипса имеют высокую цену из-за сложной работы, которая выполняется полностью вручную. При этом создать барельеф на стене своими руками не так уж и сложно, вам даже не потребуется никаких специальных навыков, инструментов или материалов.

Размеры и вес гипсовых барельефов

Какого максимального размера можно изготавливать барельефы из гипса? Здесь мы имеем прямую зависимость от веса детали. Чем больше изделия по габаритам и толщине, тем серьёзнее его весовые характеристики. Тем более что гипс материал не из лёгких. В обычной лепнине, такой как молдинги, карнизы и некрупные потолочные розетки, абсолютный вес изделий не существенный, потому что сами детали не велики. Гипсовый барельеф на стене часто подразумевает солидные размеры в несколько квадратных метров площадью. И вес каждого метра такого изделия составит 20 кг при толщине детали в 2-3 сантиметра. Если же рельеф объёмный и стенки элемента более 4-х или 5-ти сантиметров, то вес лепнины поднимется до сорока килограммов на единицу площади. Поэтому выполнять барельеф более одного или полутра квадратных метров в виде цельной гипсовой отливки, как правило, не целесообразно. Иначе может потребоваться кран для того, чтобы передвинуть такой шедевр с места. Однако существует возможность изготавливать барельеф в гипсе из нескольких составных частей, которые объединяются на месте установки в целостную композицию. Этот приём и используется обычно при производстве изделий. Применяемый материал позволяет осуществить бесшовную сборку при установке произведения на стену. Все стыки замечательно заделываются гипсовым раствором на конечном этапе монтаже, и элементы нашего настенного барельефа выглядят цельной картиной.
Таким способом изготавливаются декоративные лепные изделия любой площади. Вес каждого элемента получается приемлемым и решается задача выполнения больших рельефов по размеру и площади. И весь процесс производства и монтажа этого вида лепнины из гипса становится оптимизированным и технологичным.

Виды барельефов

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»

Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Технология выполнения

Барельеф возможно создать из различных материалов, например, из камня, глины, гипсовой штукатурки, гипса и т.д. Однако проще в домашних условиях работать со штукатуркой или гипсом.

Технология выполнения состоит из следующих этапов:

  1. Из четырех фанерных реек собирают ящик, который скорее напоминает поднос. Размер и высота его должны соответствовать плите будущего рельефа, так как именно в ней и будет производиться изготовление.
  2. Форму застилают полиэтиленовой пленкой. Ее необходимо так расправить, чтобы было как можно меньше складок.
  3. Затворяют состав из гипса, штукатурки или цементно-песчаной смеси в соответствии с инструкцией и заливают в форму. Смесь можно залить также в картонную коробку, например, коробку от конфет, выстланную пленкой либо в рамку, которую укладывают на стекло и приклеивают скотчем.
  4. Если планируется делать высокий рельеф, то можно в плиту вставить арматуру из проволоки, которая в дальнейшем будет находиться внутри фигур рельефа, прочно связывая их и основу.
  5. Далее следует дождаться, пока смесь первично схватится. Из цемента необходимо не более 10-12 часов, в обратном случае следующие бетонные слои не схватятся с основой. При использовании алебастра данный момент наступает при отвердевании и нагревании отвердевшей поверхности, что свидетельствует о процессе химической реакции внутри плиты. Ее допускается вытащить из формы на данной стадии. Поверхность со стороны уложенной пленки будет лощеной, а противоположная, наоборот, шероховатая.
  6. Затем приступают к созданию изображения путем лепки, нанося на плиту контур планируемого объемного изображения для барельефа. После начинают наращивание объема внутри контура заново затворенной смесью. Делать это желательно несколькими приемами, чтобы каждый следующий слой смог слегка схватиться и затвердеть. Работать с алебастром достаточно просто, так как его излишки легко срезать простым ножом, пока он влажный, корректируя материал с помощью стамесок и резцов, предназначенных для резьбы по дереву. Плюс ко всему, его легко выравнивать при помощи наждачной бумаги. Когда алебастр или гипс высохнут, будет намного труднее резать и обрабатывать шкуркой их поверхность.
  7. При необходимости выполнения углубленных изображений поступают двумя методами: углубить рисунок, выбрав при этом определенное количество материала с помощью стамесок и резцов, либо наращивать фоновый слой вокруг изображений, после чего они будут в углублении, а затем зашлифовать фон до ровной поверхности. Можно при работе плиту смачивать. Метод лепки обходится экономичнее резьбы.
  8. Еще одним способом для создания изображения является наклеивание на плиту-основу либо на стену заранее отлитых деталей, замазывая швы между ними при помощи гипса и зачищая в дальнейшем наждачной бумагой.

Самый эффективный и одновременно сложный метод – это метод обратного литья, изобретенный мастерами майолики, которые продавали «морские» тарелки в XVII веке. При этом брали природные элементы декора, к примеру, ракушки, морские звезды, панцири раков, сушеные рыбы, замазывали все щели и трещинки между фоном и украшением, смазывали это все маслом, заливая сверху алебастр. После того, как плита застывала, она вынималась из форм ы, и на поверхности ее лицевой стороны отпечатывалось углубленное изображение (контррельеф), который полностью отражал особенности декора. Такую плиту впоследствии могли применять как украшение либо форму, отливая в ней новые плитки. При этом изображения всех плиток были одинаковые и выглядели «как живые».

Как изготовить барельеф с помощью отливки в готовых формах

Применение форм для заливки значительно упрощает создание композиции. Для этих целей можно использовать готовые формы, которые прослужат не один год. Второй вариант – сделать их из силикона своими руками, но это долгий и кропотливый процесс. Мы предлагаем неожиданное и простое решение – создать многоразовую форму из гипса, для которой понадобятся доступные материалы.

Что понадобится для работы

Для работы нам понадобятся:

  • пластилин;
  • полиэтиленовая плёнка;
  • острый нож;
  • цветы и листья;
  • пинцет;
  • строительный гипс;
  • наждачка и острый нож;
  • краска, лак и кисточки.

Самостоятельное создание барельефа и финишная отделка

Простой и доступный мастер-класс для начинающих по изготовлению барельефа приводится в таблице.

Иллюстрация Описание работы
Соединить все кусочки пластилина, тщательно размять их руками, положить его между полиэтиленом и раскатать в пласт.
Приложить форму и срезать излишки ножом.
Уложить растения и листья на пластилин, накрыть плёнкой и прокатать скалкой.
Аккуратно удалить все растения, не повреждая рисунок.
Сделать из пластилина жгутик и прикрепить его к краям формы.
Развести строительный гипс до состояния жидкой сметаны и залить его в форму.
Когда гипсовая смесь схватится, аккуратно вынуть барельеф из формы и оставить на ровной поверхности до полного застывания.
Ножом подравнять края формы и обработать её наждачкой. Затем можно приступать к окрашиванию. Готовый барельеф желательно покрыть защитным лаком.
Выступающие части можно оттенить более светлым цветом.
Красивый барельеф с изображением цветов эффектно смотрится как и самостоятельное украшение стены, так и в рамках общей композиции.

Что такое барельеф-картина

Как мы уже упоминали, материалы для создания барельефов могут быть различными. Но новичкам рекомендуют начинать с гипса, смешанного со штукатуркой. Не волнуйтесь, даже простейшая гипсовая лепнина облагородит помещение, придав ему элегантность и торжественность.

Самая простая для самостоятельного создания разновидность объемного элемента декора – барельеф-картина. Плюсы такого изделия:

  • для этой разновидности барельефа не нужно готовить стену;
  • отсутствует страх неудачи: если картина не получается, можно отложить работу на некоторое время или вообще отказаться от затеи, отделка в комнате при этом не будет испорчена;
  • барельеф в виде картины в любой момент можно перевесить на другое место, взять с собой на новое место жительства.

Даже самая простая объемная картина украсит пространство, наполнив его атмосферой благородства и элегантности. Барельеф-картина – это объемное скульптурное изображение, выполненное на небольшом «полотне». В качестве него подойдет и обычная фанера нужного размера.

Начать самостоятельную работу стоит именно с создания такого панно по нескольким причинам:

  • не требуется проводить подготовку стены;
  • в случае неудачной попытки ситуацию всегда можно исправить, начав заново, это никак не отразится на интерьере в целом;
  • возможность переставить «шедевр» в другое место или подарить.

Барельеф-картина – достойный подарок. Для ее создания потребуются специальные материалы и инструменты. А главное – творческое вдохновение.

Делаем форму для заливки гипса

Если для всяких – разных ракушек, фруктов и жучков форму найти можно и делать её нет смысла, то для некоторых деталей, типа ягоды винограда, проще самому сделать основу, чем пытаться её отыскать.

Конечно, их можно не отливать, а скатать из шпаклёвки, но выглядеть это будет несколько хуже, так как материал этот более пористый при высыхании.

А вообще, при определённой сноровке вы сможете делать какие угодно формы, используя готовые статуэтки. Купили одну, а вылили потом хоть десять! И хотите их дарите, хотите панно делайте…

Ну что ж, приступим. Если речь идёт об отливке ягодки винограда, то вам её нужно предварительно скатать из густой шпаклёвочной массы замешанной с клеем ПВА, в пропорции:

  • Финишная шпаклёвка – 0.5 кг;
  • Клей ПВА – 1 ст.ложка;
  • Вода – 100 грамм.

Замешиваем густую массу, наливая воду постепенно. Так как её количество мы дали примерно, потому что оно может существенно отличаться в применении с разными видами шпаклёвки.

После того, как замешали, слепите виноградинку и положите её высыхать на сутки примерно. Лопнуть она не должна, так как масса с добавлением ПВА становится довольно устойчивой к растрескиванию.

К слову, на всё той же верхней картинке с ракушкам, вы можете увидеть внизу стену, отделанную в технике декоративных мазков. Так вот их нужно делать именно такой смесью, на основе ПВА.

Ну что, высохла виноградинка? Давайте делать форму. Нам для этого понадобится:

  • 0.5 литра силикона;
  • Коробочка из фанеры;
  • Саморезы;
  • Кисть.

Жидкий силикон продаётся в строительных магазинах, а коробочку вы можете подобрать любую, в неё вы будете закладывать виноградинку и заливать ей силиконовой смесью.

Главное, чтоб её можно было легко разобрать, а затем снова собрать на саморезы, а прорехи замазать смесью силикона. Это нужно для того, чтоб вы потом смогли легко, не повредив, вытащить готовую форму. Если подходящей коробки не нашлось, то можете собрать её из листов фанеры.

Мы вам покажем пошаговые фото на примере заливки статуэтки, а вы уже можете класть туда, что угодно

Тут важно понять последовательность, да и всё. И количество силикона может быть разное

На виноградинку нужно 100 грамм, а на сову, показанную ниже, уже 1 литр.

Итак:

  1. 1 Помещаем в ящик основу;

2 Заливаем её жидким силиконом;

3 Ждём сутки, пока не схватится силикон, затем разбираем ящичек;

4 Достаём основу и получаем готовую форму для заливки алебастра.

А теперь давайте перейдём к самому интересному, формированию фигурок из алебастра своими руками.

Как сделать барельеф с помощью трафарета

Чтобы сделать барельеф с помощью трафарета, не имея никаких навыков и опыта в подобной работе, необходимо изучить все тонкости и особенности его использования.

Для начала можно потренироваться на небольшой гипсокартонной доске, а потом уже приступать к отделке стен.

Подготовительные работы

Перед началом работы на стене следует сделать разметку. Это нужно для того, чтобы узор можно было равномерно нанести на поверхность. Трафарет для барельефов используется только один раз, поэтому следует сразу приготовить несколько шаблонов с рисунком.

Крепление трафарета

Чтобы закрепить шаблон на стене, можно использовать различные клейкие элементы, которые должны крепиться к тыльной части трафарета. Это может быть малярная лента или клей, который в подобной работе очень удобно использовать.

После того, как клей нанесен на шаблон, его прикладывают к стене и держат до тех пор, пока он прочно не закрепится.

Грунтовка стены

Грунтовка поверхности не является обязательным процессом, но и не будет лишней. При работе со шпаклевкой всегда рекомендуется использовать грунтовку, поэтому ей следует покрывать раствором тот участок стены, к которому будет крепиться барельеф.

После покрытия грунтовкой, стена должна хорошо просохнуть.

Нанесение барельефа

Для нанесения объемного рисунка рекомендуется использовать мелкозернистую шпаклевку. Она выглядит, как вязкая паста и идеально проходит доля подобной работы.

Шпаклевку можно купить уже готовую или развести самостоятельно сухую смесь водой до нужной консистенции.

Шпаклевка наносится на трафарет, покрывая его полностью. Каждый слой такого раствора нужно хорошо уплотнять.

Снятие шаблона с барельефа

Снимать шаблон с барельефа следует лишь тогда, когда штукатурка полностью высохла и затвердела.

Чтобы снять трафарет со стены, его нужно плавно потянуть на себя и постепенно не спеша отделить.

Если узор получился недостаточно ровным, то после полного высыхания его края можно отшлифовать наждачной бумагой.

Технология выполнения работ

Следует сразу пояснить, что барельефы выполняются вручную. Только таким образом вы сможете получить качественную и эстетически привлекательную композицию, ведь, по сути, создание барельефа – это отдельный вид искусства.

Считается, что прежде чем создавать рельефную роспись, которая станет украшением вашего жилища, нужно провести тестовую работу. Можно потренироваться на любом удобном и имеющемся в наличии материале. При этом для создания пробных композиций в роли холста можно использовать фанеру с рамкой из деревянного материала. К дизайну барельефа непосредственно на стене или потолке следует приступать только после приобретения уверенности в своих силах и хотя бы небольшого опыта.

Поэтапно ход выполнения работ по оформлению барельефа выглядит следующим образом.

  1. Первый этап создания барельефа – это тщательная подготовка основы. Чаще всего в качестве основы выступает обычная штукатурка. Более продвинутые и опытные мастера используют материал под названием «марсельский воск». Выбранную основу нужно нанести на холст (фанера или непосредственная поверхность стены или потолка), выровнять и придать рельеф. Для создания ощущения рельефа можно использовать практически любые подручные материалы (например, спонж, поролон, куски ткани).
  2. После подготовки основы следует заняться переносом рисунка с трафарета на холст. Для этого контур рисунка нужно плотно вдавить в слой-основу (это нужно успеть сделать до того, как данный слой просохнет).
  3. На этом этапе уже существующему плоскому рисунку-заготовке нужно придать необходимый для барельефа объем. Для этого используют специально предназначенную смесь для лепки (чаще всего используется алебастр, так как он характеризуется высоким уровнем прочности). С другой стороны, не рекомендуется применять гипс, который по своим внутренним характеристикам является очень хрупким материалом. Для создания объема нужно смешать сухой порошок алебастра с водой до однородной консистенции. После этого, нанося слой за слоем, можно придавать своему рисунку необходимый объем.
  4. Когда в процессе формирования авторской композиции возникнет необходимость создать углубление, то это можно сделать посредством выскребания лишнего материала.
  5. Если нужно прикрепить к барельефу дополнительные элементы, то это делается в тот период, пока материал еще не засох. Кроме того, если работа идёт медленно и материал высыхает, то его периодически рекомендуется смачивать водой.
  6. Особенно внимательным и аккуратным нужно быть в процессе создания крупных по размеру деталей барельефа. Для обеспечения максимальной устойчивости рекомендуется использовать проволоку, которая будет выполнять роль своеобразного каркаса.
  7. После окончания процедуры нужно дождаться того момента, когда барельеф полностью высохнет. После этого нужно отшлифовать всю композицию для получения законченной композиции. Процесс шлифования рекомендуется осуществлять при помощи наждачной бумаги. Верхним слоем может стать слой грунтовки или водоэмульсионной краски.

Что необходимо для работы

В основном, материалом служит гипс, штукатурка, глина, папье-маше, полистирол. Используют также металлическую или деревянную основу, которую заливают или обрабатывают так, как задумано по композиции, а затем монтируют в нужное место на стене.

Каждый барельеф, созданный вручную автором, эксклюзивен. Даже один и тот же рисунок в разных помещениях будет смотреться по-разному. Барельеф специально создается под конкретный интерьер, так что повторить шедевр дважды все равно не получится. Такая высокая уникальность делает каждый декор единственным и неповторимым.

Красивый барельеф с природой в интерьере

Барельеф с одуванчиками в интерьере

Барельеф в интерьере

Барельефные изображения применяются во многих архитектурных стилях, от готики до модерна. Однако для готики – он неотъемлемый элемент. На храмах изображения несли не только декоративную функцию, но и показывали библейские истории, чтобы неграмотные, простые люди могли увидеть важные события из святого писания. Стоить только посмотреть на главные двери Миланского собора.

Барельеф в модерне можно увидеть в «Метрополе» в Москве. Сегодня этот декор украшает квартиры, офисы, кафе, загородные дома и т.д. Особенно неповторимо смотрятся барельефы в интерьере квартиры в нишах, оформленных с подсветкой. Таким образом декорируют прихожие, лестничные проемы, спальни

Различные варианты подсветки, с точечными или скрытыми светильниками акцентируют внимание в интерьере

Барельефная отделка в сочетании с деревом, металлической ковкой, стеклом, камнем, кожей, мрамором и т.д., выглядит дорого и по-настоящему эксклюзивно. Причем изготовить барельеф можно собственноручно.

Барельеф с природой в дизайне

Красивый барельеф в дизайне

Создание барельефа своими руками

Для того, чтобы сделать барельеф самостоятельно, Вам потребуется следующий материал:

  • Гипс;
  • Штукатурка (на основе гипса);
  • Алебастр;
  • Глина.

Давайте поэтапно разберем весь процесс создания барельефа на стене своими руками

Барельеф из тряпичных цветов

Вам понадобится:

  • Цветы из ткани или шишки еловые
  • Жидкая алебастровая смесь
  • Клей силиконовый
  • Водоэмульсионная краска

Алебастровую смесь нужно делать немного жиже, чем для заливки фигурок. В неё вы обмакиваете заготовки и оставляете их сушить. Когда они высохнут, то окунаете второй раз, чтоб фигура приобрела однородный и монолитный цвет.

Затем вы их крепите на стену с помощью клея, а покрасить их проще из баллончика, матовой краской. Так как они достаточно пушистые и возиться с кистью не очень удобно в этом случае.

Такие цветы не слишком обязывают придерживаться строго определённого интерьерного стиля. Например, если вы делаете Афродиту, то нужно где-то продублировать колонны или греческую фреску.

А в этом случае, всё будет гармонировать: барельефы, любые картины на стенах, какой угодно дизайн кухонной мебели, фото в рамках и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector