Поделки из эпоксидной смолы своими руками — особенности работы с материалом, полезные советы, фото идеи

Содержание:

Что такое эпоксидная смола, характеристики материала

Смола – это вещество, которое затвердевает при определенных условиях. Различают смолы натуральные (древесные) и синтетические. Эпоксидка (сокращенное название от «эпоксидная смола») представляет собой полимерную смолу, то есть химический состав из олигомеров – молекул с небольшой ограниченной массой.

Прозрачная эпоксидная смола для заливки имеет двухкомпонентный состав.

Основные характеристики данного вещества:

  • устойчивость к влаге, ультрафиолету;
  • не подвержено воздействию кислот, щелочей, галогенов;
  • растворяется в ацетоне и сложных эфирах;
  • не выделяет вредных летучих веществ.

Состав прозрачной эпоксидной смолы – двухкомпонентный. Конечный продукт получается в ходе реализации двух химических процессов. На первой стадии создается низкомолекулярная линейная термопластичная масса. На второй, представляющей собой отверждение, посредством получения в ней пространственной структуры образуется твердое, нерастворимое и неплавкое вещество.

Способность быстро превращаться из жидкого состояния в твердое является очень ценным свойством эпоксидной смолы. Помимо этого, она может прочно склеивать поверхности. Совокупность перечисленных выше характеристик и делает данный состав востребованным.

Эпоксидка – олигомер, содержащий эпоксидные группы, под воздействием отвердителей образующие полимеры.

Химический состав и компоненты для эпоксидной смолы

Как уже было написано выше, эпоксидная смола является синтетическим материалом, изготавливаемым на основе олигомерных соединений. Для её грамотного использования, особенно при выполнении творческих замыслов, необходимо владеть информацией об отвердителях и пластификаторах, наполнителях и растворителях, используя которые, можно расширить возможности применения этого материала, а также обезопасить выполнение работ с его использованием.

Отвердители

Отвердитель служит для полимеризации состава, под его воздействием смола приобретает стабильную структуру. В качестве отвердителя могут выступать карбоновые кислоты и их ангидриды, а также диамины. Отвердители классифицируются как:

  • кислотные – при их использовании полимеризация происходит при значительной температуре, составляющей +100−200°С;
  • аминные – затвердевание осуществляется при комнатной температуре.

FCR-22 с отвердителем FCH-T имеет низкую усадку при использовании

эпоксидная смола FCR-22

Аминные − это наиболее востребованный вид отвердителей, отличающийся простотой использования и отсутствием необходимости в специальном оборудовании для приготовления состава. Наиболее востребованными считаются отвердители марок: «ПЭПА» и «ДЭТА», «CHS-Hardener P-11» и «RC-19», а также «Epilox H 10-40».

Пластификаторы 

Добавление пластификатора придаёт создаваемому составу пластичность и способность выдерживать внешние механические нагрузки в виде удара или воздействия на излом. Наиболее распространёнными пластификаторами являются:

  • ДБФ (дибутилфталат) − добавляется в эпоксидную смолу в небольших количествах, он предохраняет состав от растрескивания. Недостатками этого пластификатора являются: плохо смешивается со смолой, и при использовании необходимо длительное перемешивание, а также нагрев;
  • ДЭГ-1 − легко перемешивается со смолой, но имеет оранжевый цвет, что ограничивает его использование, в случае необходимости создать прозрачную конструкцию.

Пластификаторы для эпоксидных смол:

пластификатор ДЭГ-1

пластификатор ДБФ (дибутилфталат)

Наполнители 

Наполнители бывают технического и декоративного предназначения. Технические обеспечивают необходимую вязкость создаваемому составу, что требуется при выполнении шпатлевания и заполнения пустот в строительных конструкциях. Наиболее востребованными в этой группе материалов являются «Аэросил» и «Микросфера».

Декоративные − придают создаваемому изделию определённый цвет и фактуру. Это может быть кварцевый песок или крошка различного цвета. Особенно востребованы цветные наполнители при творческом подходе к изготовлению изделий, вне зависимости, что это предметы мебели или декора, заливные полы или ювелирные украшения.

Декоративные наполнители, используемые при изготовлении различных изделий

Растворители   

Бывают случаи, что при изготовлении чего-либо смола попадает на уже готовое изделие или одежду, и её необходимо удалить, при этом она успевает засохнуть. В этом случае на помощь приходят растворители, в качестве которых можно использовать ацетон, толуол, этилацетат, бутилацетат или жидкость для снятия лака. Кроме этого, растворители используются для снижения вязкости смолы, что необходимо при выполнении некоторых операций с её использованием.

При применении растворителей необходимо помнить, что:

  • даже малое количество растворителя способно значительно уменьшить вязкость приготавливаемого состава;
  • использование растворителя снижает прочность конечного изделия и срок его застывания;
  • растворитель вызывает усадку и может привести к изменению цвета конечного продукта.

Пластификаторы

Корректировать некоторые показатели эпоксидки можно при помощи специальных добавок, которые называются пластификаторами. Компонент S-7106 способен повысить пластичность полимера, при этом увеличив его гидрофобность и термостойкость. Он абсолютно прозрачен, поэтому никак не повлияет на внешний вид изделия. В качестве добавки могут использоваться е только специальные вещества, но и другие марки смол.

Например, добавление смолы ДЭГ-1 приведет к повышению эластичности компаунда. Однако необходимо помнить, что при этом смола начнет принимать коричневый оттенок. Примером универсального пластификатора является компонент ДБФ. Он отлично подходит не только для разжижения эпоксидки, но и используется в качестве добавки к «холодному фарфору».

Варианты поделок

Прелесть эпоксидной смолы заключается в том, что с ее помощью можно сделать практически что угодно – была бы фантазия, а также умение и желание работать. Рассматривать детально каждую поделку в варианте мастер-класса нет смысла – выше уже были рассмотрены общие принципы заливки древесины эпоксидкой. Более того, у вас наверняка будет не такой кусок древесины, как в чьем-либо примере, а ведь надо не подгонять его под чужой образец, а создавать свое собственное, уникальное.

Мебель

Наиболее ходовым и известным типично мужским изделием из эпоксидной смолы и древесины является столешница. Для нее идеально подходит, например, круглый спил дерева – даже если округлость неидеальная, а глубокая трещина с одной стороны ограничивает использование стола со всех сторон, то эпоксидная смола как раз призвана нивелировать все эти недочеты и сделать изделие идеально круглым. Благодаря такому подходу якобы бесполезный кусок дерева превращается в дорогой дизайнерский предмет интерьера.

По такой же логике столешницы делают и из двух (или более) раздельных кусков древесины. Фрагменты даже не пытаются подгонять друг к другу по кромке – наоборот, между ними оставляют выразительный промежуток, заполненный яркой смолой не древесного, контрастного цвета. Такой шов будет удерживать стол достаточно надежно, чтобы он не развалился под полезной нагрузкой, а тонкий слой прозрачной эпоксидки по всей поверхности изделия защитит деревянную сердцевину от гниения.

Освоив производство столешниц любой формы из древесины и эпоксидки, можно начинать изготавливать фасады для кухни. Схема изготовления та же, просто конечная «плита» получится намного больше. Как правило, ее делают из нескольких срезов дерева, сделанных в высоту, – благодаря этому конструкция выглядит так, будто она сделана из неотесанных и крайне грубых досок. В таком варианте можно сделать как один только фартук над рабочей поверхностью, так и полноценную обшивку целой стены.

Украшения и сувениры

Из эпоксидной смолы и древесины необязательно делать только те предметы, которые априори стоят дорого – если вы умеете и любите работать руками, можно изготовить для друзей и близких приятные сувениры.

Самый просто пример – обыкновенный брелок для ключей. Если вы читали выше, как сделать столешницу из обозначенных материалов, то с брелоком тоже проблем не будет – по сути, вы делаете все то же самое, только в сильно уменьшенном масштабе! Чего будет больше, древесины или эпоксидки, и какая между ними будет пропорция – решать только вам. Брелок, в отличие от столешницы, необязательно должен быть идеальным прямоугольником – ему вполне можно бережно сточить углы, закруглив изделие во всех плоскостях. Получившаяся поделка может найти себе применение и иначе – в нее можно продеть цепочку и носить украшение в качестве кулона.

Некоторые мастера изготавливают своими руками еще и ручки – почему бы и нет, это ничуть не худший подарок на память, чем кулон. В качестве основы берут тонкую деревянную трубочку, которую можно выточить из небольшой веточки. Стержень надо защитить от попадания эпоксидной смолы внутрь него, а затем залить всю заготовку текучей массой, дождаться отвердения и зашлифовать.

Другие

Как и в случае с любыми другими поделками, наиболее простая методика для изготовления разделочной доски – взять примерно подходящий по форме и размеру фрагмент древесины и просто заполнить его выемки, трещины и сколы эпоксидной смолой. Особенностью материала является то, что он токсичен для человека только в жидком виде, тогда как после завершения полимеризации он прекращает выделять какие-либо опасные пары. Это означает, что разделка мяса, рыбы, овощей и других продуктов на такой разделочной доске не будет риском для здоровья домочадцев, зато на кухне появится еще один красивый и стильный предмет обихода.

В последние годы довольно распространенной поделкой из рассматриваемых материалов стала ваза с характерными трещинками в толще древесины. Она выглядит особенно эффектно благодаря тому, что процесс ее изготовления, на первый взгляд, кажется очень сложным – кажется, что из потрескавшегося дерева выточили емкость, не разломав ее окончательно, а затем аккуратно залили трещины. На самом деле мастера поступают намного проще – они берут цельный сосновый брус, для которого при сушке образование трещин довольно типично, и сразу заливают трещины смолой.

Подготовка материалов

Для получения эпоксидной смолы необходимо побеспокоиться заранее о приобретении полного набора материалов и инструментов. Для введения точного количества компонентов рекомендуется подготовить мерные стаканчики или одноразовые шприцы. Для дальнейшего их смешивания подойдут небольшие палочки, зубочистки или аналогичные предметы, позволяющие размешать соединяемые компоненты.

В качестве основных компонентов, из которых получают эпоксидную смолу, выступают смола и отвердитель.

В подготовленную емкость добавляют смолу и отвердитель, сразу же начиная перемешивать полученную смесь

Здесь важно мешать только в одном направлении по кругу. Это предупредит возникновение пузырьков, которые будут портить общую эстетику изделий

При соединении компонентов важно выдерживать пропорции, поскольку от соотношения компонентов напрямую зависит качество получаемого продукта. В момент работы с синтетическими продуктами важно соблюдать рекомендуемый температурный режим

Температура не должна превышать 25 градусов тепла

В момент работы с синтетическими продуктами важно соблюдать рекомендуемый температурный режим. Температура не должна превышать 25 градусов тепла

Если в процессе смешивания не удалось предупредить возникновение пузырьков, рекомендуется полученную смесь отставить, позволить ей отстояться, потом подвергнуть ее небольшому нагреванию. В таком случае пузырьки будет легче устранить, поскольку они поднимутся на поверхность.

Что такое эпоксидная смола, свойства

Эпоксидка — синтетический олигомер, содержащий эпоксидные группы. По способу производства она очень сложна, это продукт конденсации бисфенола А и эпихлоргидрина. В первоначальном виде материалом пользоваться нельзя: стабилизировать его состояние может только введение отвердителя, после чего начнется реакция полимеризации.

В состав эпоксидок разных марок могут входить и иные компоненты — мел, цемент, алебастр, которые уплотняют массу. Еще смола отлично сочетается с аэросилом, древесной крошкой, графитом, разными красителями, алюминиевой пудрой. В состав вводят также разные масла и прочие вещества в зависимости от потребности пользователей.

Для заливки древесины и иных творческих занятий отлично подойдет прозрачная смола без наполнителей, в которую введены пластификаторы и модификаторы. Материал обладает такими свойствами:

  • стойкость к воздействию абразивов и механического повреждения;
  • низкая скорость износа;
  • малая влагопроницаемость;
  • отсутствие усадки при эксплуатации;
  • отсутствие реакции на действие химических средств, за исключением сильных кислот;
  • отличная адгезия к деревянным, пластиковым, металлическим основаниям, стеклу, керамике, резине и коже.

Применение материала

Сферы использования смолы разнообразны. Она находит применение в большинстве крупных промышленных отраслей:

  • электроника;
  • авиация;
  • производство машин;
  • ремонт техники;
  • судостроение;
  • строительство;
  • выпуск стекловолокна;
  • заливка полов;
  • производство клея, шпаклевки, затирки;
  • выпуск лакокрасочных материалов.

Работать с эпоксидкой можно и в домашних условиях. Она идеальна для изготовления и обработки мебели из натурального дерева и его производных, слэба. С помощью заливки можно сделать оригинальный табурет, стул или стол, двери для шкафчика. Красивыми получаются и сувениры, украшения, часы, статуэтки, разделочные доски и изделия для кухни, ванной, вазы, бубны и иные игрушки для детей.

Различные типы и состояния клея

В продаже есть разные марки эпоксидной смолы — отечественные и импортные. Для изготовления мебели подойдет большинство из них

Важно лишь определиться, цветная или прозрачная смола нужна для декора. Обычно, чтобы были видны красивые срезы древесины и ее волокна, приобретают прозрачные составы

Например, качественную смолу YD-128 — бесцветную и прозрачную, как стекло. Эпоксидка MG-Epox-Strong тоже не имеет нареканий по прозрачности, годится даже для создания ювелирных украшений. Кстати, такие смолы можно сочетать с цветными — делать внутри основной массы яркие вкрапления.

Указанные материалы представляют собой двухкомпонентные клеи. Стабилизация жидкой смолы происходит при добавлении отвердителя, который прилагается во втором флаконе. Густыми пастами заливать в формах детали мебели не получится, потому покупать их не следует.

Существует 5 основных состояний смолы:

  • жидкое — это материал без отвердителя или сразу после его введения, обладает отличной текучестью;
  • медообразное — напоминает патоку, уже немного загустевшая смола, которую лучше применять для послойной заливки поделок;
  • густое — текучесть резко снижена, масса плохо льется и годится лишь для склеивания деталей или на замазку;
  • резинообразное — эпоксидка напоминает резину или затвердевший пластилин, липкая, но может изменить форму;
  • твердое — полностью отвердевшая смола.

Различия между смолой и клеем

В мастер-классах по заливке изделий из древесины нужно использовать именно эпоксидную смолу, но не клей на ее основе. Главные различия материалов:

  • время застывания клея нельзя изменить, а скорость замерзания смолы можно увеличить или замедлить;
  • клей желтеет, смола же остается прозрачной;
  • клей имеет низкую эластичность, тогда как смола податлива, позволяет провести работу, необходимую мастеру;
  • клей применяют для стыковки деталей, залить им изделия не удастся, из смолы можно изготовить практически любые фигурки.

Masterskaya Art School (ЦАО)

Программа мастер-класса

Удивительная и многофункциональная техника, которая позволит выйти вашему арту за грани настенного панно.

Занятие разбито на несколько частей:

  • Вдохновение и поиск композиции.
  • Техника безопасности и рабочее пространство.
  • Процесс создания полотна и все необходимые для этого материалы.
  • Оформление и покрывные материалы.
  • Обсуждение готовой работы.

В ходе воркшопа вы сами создадите панно с использованием разных приёмов и вулканического стекла форматом 40х40 см и унесёте домой все необходимые знания для дальнейшей самостоятельной работы.
Свою готовую работу вы сможете забрать через 2 дня(потребуется некоторое время, чтобы она полностью высохла.

Заготовка для кулона необычной формы

Залить изделие стандартной формы – самое простое решение. Используя фабричные силиконовые молды, можно делать идеально ровные цилиндры, шары, многогранники. Изделие будет аккуратным даже у неопытного мастера – достаточно только дождаться застывания и вынуть его из основы. Такие кулоны из эпоксидной смолы получаются очень красивыми, особенно если есть возможность предварительно провести тонкую обработку древесной части.

Но не стоит зацикливаться на тех фигурах, которые предлагают производители молдов. Кулон из дерева и эпоксидки – именно тот случай, когда стоит проявить фантазию. Неровные срезы отлично впишутся в украшение нестандартной формы. Первый шаг при его создании – подготовка самодельной опалубки. Для нее нужны:

  1. Кусочки акрила или плотного полиэтилена. Подойдет только тот материал, к которому смола с её высоким уровнем адгезии не пристанет.

  2. Клеевой пистолет для обеспечения герметичности конструкции. При его отсутствии можно обойтись скульптурным пластилином (отличается от обычного более высокой температурой плавления, обычно черного цвета).

Перед тем как сделать кулон из эпоксидной смолы, нужно продумать форму будущего изделия. Украшение из такой опалубки будет плоским с двух сторон, игра формы проявится в боковых гранях. Можно нарисовать на бумаге эскиз, на котором будет удобно изобразить размещение деревянных элементов и смолы, определиться с цветом. По этой форме вырезается дно, к которому с помощью термопистолета приклеиваются боковые грани опалубки

Очень важно сделать герметичную конструкцию. В зависимости от скорости засыхания клея до полного высыхания опалубки может пройти до пяти минут

Если клеевого пистолета нет, придется обработать швы скульптурным пластилином. Заменить его обычным канцелярским нельзя – он может потечь.

Обладая малыми навыками скульптуры и хорошей фантазией, кулон из эпоксидной смолы своими руками можно сделать и неплоским с лицевой стороны. Для этого понадобится тот же скульптурный пластилин, тонкий полиэтилен и палочка для выдавливания. Из пластилина делают медальон (толще будущего украшения), в котором палочкой выдавливается очертание предмета. Можно схитрить и выдавить основу уже имеющимся объемным предметом, а затем расширить границы согласно задумке. Чтобы изделие легко досталось из формы, её нужно плотно (без пузырьков воздуха) покрыть полиэтиленовой пленкой.

Области применения эпоксидной смолы

Появление новых составов постоянно расширяет область применения эпоксидных смол. С помощью данных полимерных материалов можно не только склеивать предметы и создавать декоративные изделия, мебель, но и заменять значительных размеров металлические элементы конструкций и механизмов, сокращая их стоимость и снижая вес. К основным сферам применения эпоксидки можно отнести:


Эпоксидная смола активно применяется в ремонтных работах.

  1. Производство композитных материалов. Используя способ пропитки синтетических тканей, изготавливают стеклопластик и углепластик. Материал получается легкий и прочный. Он активно применяется в моделировании, при создании машин, ракет, кораблей, самолетов.
  2. Изготовление мебели. Это варианты как поточные (в основном кухонные столешницы), так и эксклюзивные (столы из слэбов, столешницы – реки, карты, картины и т. д.).
  3. Создание электроизоляционных и гидроизоляционных материалов. Эпоксидная смола является диэлектриком, она влагонепроницаема.
  4. Производство бижутерии. Украшения из эпоксидки (кулоны, браслеты, броши и т. д.) недорогие и отличаются декоративностью и эстетичностью.
  5. Ремонтные работы. Можно залить эпоксидной смолой растрескавшуюся столешницу, сделать новый пол, устранить течь в лодке, отремонтировать автомобильный кузов, используя стеклоткань, и т. д.
  6. Изготовление различных поделок, сувениров, стендовых моделей.

Работать с эпоксидной смолой гораздо проще, чем, например, с металлом или керамикой.

ЛИТЕРАТУРА

1.
Samsonova E. Эпоксидная смола. Материалы // http://polymerclayfimo.livejournal.com/1229420.html

2.
Sous la pluie. Изделия — бижутерия из Crystal resin и
эпоксидной смолы // http://polymerclayfimo.livejournal.com/1653058.html 

3.
Семенихина И. Работа с эпоксидными
компаундами ПЭО в бижутерии // http://www.lfpti.ru/lp_article_09.htm

4.
Эпоксидная смола для бижутерии // http://pokasijudoma.ru/lepka-iz-plastiki/epoksidnaya-smola-dlya-bijuterii.html 

5.
Голинский И. Выбор смолы, транспортировка,
хранение, смешивание// http://shop.art-gi.ru/index.php/moi-raboty/about-smola-m/52-es01 

6.
Агафонова Н. Ювелирная смола. Урок 1. Что
такое ювелирная смола. Разновидности смолы
// https://www.youtube.com/watch?v=KY6HGBKKhYQ 

7.
Титова Ю. МК эпоксидная смола и сухоцветы —
создание прозрачных украшений без молдов // http://www.livemaster.ru/topic/515633-mk-epoksidnaya-smola-i-suhotsvety-sozdanie-prozrachnyh-ukrashenij-bez-moldov 

8.
Yl-Ka. Мастер-класс по работе с эпоксидной
смолой (компаундом) // http://stranamasterov.ru/node/427491 

9.
НестандARTные уроки. Серги «Paisley»
эпоксидная смола и перламутровые красители
// https://vk.com/photo-43268093_326096857 

10.
Posta M. Браслет из эпоксидки в таблеточных
формах // https://www.youtube.com/watch?v=nX—HGjiNKs 

11.
Видео мастер классы по применению
ювелирных эпоксидных смол. Дайджест // http://www.lfpti.ru/lp_article3_05.htm 

12.
Эпоксидные смолы и полимерные материалы на
их основе. Каталог. Черкассы.
УкрНИИпластмасс. 1989.

13.
Причины ошибок при работе с эпоксидными
смолами // http://www.lfpti.ru/lp_article_02.htm 

14.
photonics110. О фотостойкости ПЭО-510КЭ-20/0 и др.
эпоксидных компаундов // http://crystalresin.livejournal.com/149041.html 

15.
Рефераты статей и докладов сотрудников
НИЛФП СПбГТИ(ТУ) по оптическим
эпоксиполимерам // http://www.lfpti.ru/linkpress.htm 

16.
Рост откладывается. // Четвертая
Международная конференция «Композиты и
компаунды 2015» http://www.creonenergy.ru/news/post_relizy/detailPost.php?ID=115223 

17.
Ваш любимый компаунд? // http://poll.pollcode.com/qj9cz_result?v 

18.
Эпоксидные компаунды для герметизации
оптоэлектронных приборов // http://www.lfpti.ru/comp.htm 

19.
Клеи и компаунды эпоксидные оптические
широкого спектра применения // http://www.lfpti.ru/glue.htm 

20.
Реставрация музейных экспонатов с помощью
оптических клей-компаундов ПЭО // http://www.lfpti.ru/lp_article_07.htm 

21.
Гейдур С.А. Ювелирные эпоксидные компаунды:
свойства и особенности применения //
Полимерные материалы. 2016.
№4. С. 26-31. http://www.lfpti.ru/S.A.Geidur_Jewelry-epoxy-compounds-properties-and-features-of-application.pdf 

22.
Оптические эпоксидные компаунды для
бижутерии (ювелирные смолы ПЭО) // http://www.lfpti.ru/lp_article_12.htm 

23.
Клеи оптические. ГОСТ 14887-80 // http://www.lfpti.ru/lp_article_03.htm 

24.
Эпоксидное волшебство бижутерии. Образцы
продукции на основе ювелирных компаундов
ПЭО // http://www.lfpti.ru/labsamples2.htm 

25.
Ювелирные эпоксидные смолы ПЭО от lfpti.ru
// http://www.youtube.com/watch?v=88EjQx_bIqo

26. Ли X., Невилл К. Справочное руководство
по эпоксидным смолам. М. Энергия. 1973.

27.
Опасные химические компоненты в
косметических средствах. // FEMIANA  http://femiana.ru/toksichnye-opasnye-dlya-zdorovya-veschestva-v-kosmetike 

28.
Инструкция по применению оптических
эпоксидных клей-компаундов для бижутерии // http://www.lfpti.ru/instr_peo_20.0.doc 

29.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ №78.01.09.025.П.345 от 14.02.2011
года по результатам санитарно-эпидемиологической
экспертизы продукции – Клей-компаунд
эпоксидный оптический марок ПЭО-10КЭ и ПЭО-510КЭ-20/0. //

http://www.lfpti.ru/lp_article_08.htm 

02.05.2016

 Настоящим

АВТОР дает Вам право копировать данную
статью исключительно в некоммерческих
целях. Информация не может быть
использована в других целях, в том числе в
печатных изданиях. Копируя  данную
статью, Вы соглашаетесь, что сохраняете все
авторские права и делаете прямую ссылку на
источник www.lfpti.ru/lp_article_18.htm
. За исключением вышеуказанного,
все остальные действия будут истолкованы
как косвенное, умышленное или любое другое
присвоение авторских прав.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector