Что такое твердотельное реле, назначение, принцип работы
Содержание:
- Параметры
- Ассортимент реле на российских прилавках: производители и цены
- Для чего нужно реле: область применения
- Задачи промежуточного реле
- Защита линий 6-35 кВ с помощью трёхступенчатой токовой защиты
- УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЕ
- Самостоятельный ремонт
- Обозначение автомобильного реле на схеме, как подключить
- Рекомендации по выбору и особенности эксплуатации:
- Основные виды ЭМР
- Вторичные реле максимального тока прямого действия
- Что такое реле
- Что такое контакты
- Как проверить реле
- Схема устройства электромагнитного реле и принцип работы
Параметры
У каждого отдельного промежуточного реле есть определенные технические характеристики. Рассмотрим их на примере отдельных моделей.
ПЭ-46, ПЭ-46-1:
Тип | Электромагнитное двухпозиционное |
Нижний ток срабатывания при напряжении 24/110, А | 0,02/0,01 |
Количество циклов включения-выключения | 150 000 |
Степень защиты | IР40 |
Климатические условия по ГОСТ 15150-69 | От -40 до +50 |
РК-4Р с розеткой:
Тип | Электромагнитное, трехпозиционное |
Срабатывание, А | до 16 |
Рабочее напряжение, В | От 12 (AC) в зависимости от модели 230 до |
Износостойкость | 100 000 |
Защита | IР40 |
Количество контактов | 3 – замыкающий, размыкаемый, переключающий |
Климатическое исполнение | От -40 до +40 |
РПГ – это особенный вид промежуточных реле, которые называются герконовые, чаще всего их подключение производится в промышленных условиях. Стандартно герконовое реле используется в сложных автоматических цепях с напряжением от 16 до 42 Вольт, помогает контролировать выпрямленный трехфазный ток, могут контролировать микропроцессорное производство.
Маркировка этого типа расшифровывается иначе, чем у обычного устройства. РПГ-Х1-ХХ-Х-Х-ХХ:
- РПГ – на герконах;
- Х – вид установки проводов (винтовое крепление, спайка);
- 1 – вид геркона;
- ХХ – контакты, может быть от 1 до 10;
- Х- обмотки (данные приборы бывают однообмоточными или двухобмоточными);
- Х – количество однотипных промежуточных устройств в корпусе;
- ХХ – исполнение по климату.
МКУ являются одними из первых реле, которые использовались для коммутирования отдельных проводов на производственных автоматизированных работах. Оно относится к нейтральным двухпозиционным устройствам для контроля сигнальных цепей. Принцип работы отличается от классического за счет использования дополнительной магнитной полосы внутри корпуса.
Фото — ЭТК Урал
Плоский якорь и Ш-сердечник образуют сильную магнитную часть, визуально схема немного напоминает реле стартера ВАЗ. Сердечник изогнут особенным образом, позволяющим разделить его на две отдельные части, описанные ниже. В сердечнике устанавливается катушка с пластмассовым корпусом. Сердечник разделяется на несколько групп контактов. С правой стороны детали устанавливаются полюса, на них расположен медный виток, замкнутый накоротко. У этой серии усиленная магнитная система, она при помощи винтового крепления установлена на плате. В это же время, у левой части сердечника установлен якорь и его ограничитель. Он производится из легированного листового стального проката.
Это промежуточное электромагнитное реле 220в можно установить на дин рейку.
Параметры работы МКУ:
Напряжение катушки, В | От 12 до 220 у постоянного тока и 16 – 380 у переменного |
Номинальный ток, А | 5 |
Количество контактов | От 2 |
Тип | Промежуточное многопозиционное |
Фото — РПЛ 122
Устройство типа РПЛ бывает нескольких исполнений. Наиболее популярна модель РПЛ-122:
Напряжение изоляционного покрытия, В | 660 |
Рабочий ток, А | 16 |
Мощность, необходимая для работы катушки, Вт | 68 +/- 10 % |
Износоустойчивость | 20 000 циклов |
Допустимая частота включений | 3600 |
Масса, кг, не более (винтовое крепление/крепление на стандартную рейку) | 0,32/0,35 |
Характеристики промежуточного реле Schneider Electric серии K:
Ток, А | 10 |
Максимально допустимое напряжение, В | 650 |
Количество контактов | 4 |
Тип | Электромагнитное многопозиционное |
РПУ-3М:
Ток, А | 16 |
Коммутационная износостойкость | 1 250 000 |
Режимы | Продолжительный, прерывистый, кратковременный, комбинированный |
Механическая износостойкость | 25 000 000 |
Температура, °С | от -40 до +55 |
Климатическое исполнение | У3, Т3, УХЛ3, УХЛ4 |
Купить нужное промежуточное реле Finder, ИЭК, ABB, CR-M можно в любом электротехническом магазине. Стоимость зависит от типа устройства. В среднем цена колеблется в пределах от нескольких десятков долларов до сотен.
Ассортимент реле на российских прилавках: производители и цены
Каждое из реле имеет определенную маркировку, отражающую его технические характеристики. По маркировке найти подходящую модель во много раз проще, чем подбирать под определенные параметры. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из устройств и их стоимостью.
Изображение | Наименование | Номинальный ток, А | Средняя цена, руб. |
---|---|---|---|
РПЛ-122М0*4А | 16 | 350 | |
РП20М-217 У3 | 1 | 410 | |
РТТ-111УХЛ4 | 0,2 | 160 | |
РТ-40/6 УХЛ4 | 16 | 1100 | |
РПУ-2 У3Б | 5 | 250 | |
РП20-112 У3 | 2,5 | 350 | |
ТРН-10 УХЛ4 660В | 1,25 | 125 | |
ТРН-10 УХЛ4 500В | 0,5 | 125 | |
РТ-83/2 | 5 | 1400 | |
РЭВ 830 У3 | 2,5 | 1800 | |
РВО-Р-100м ̴100В-2П-1 | 8 | 800 | |
РТИ-1308 | 2,5-4 | 460 | |
РВО-П2-99с-АС110В 1п-1-10 УХЛ4 | 7 | 900 |
Автомобильные реле практически всегда имеют такой вид
Для чего нужно реле: область применения
Реле получило широкое применение в промышленности. Его используют для автоматизации производственных процессов, а также для защиты электроустановок. На данный момент широко используются как электронные устройства под управлением микропроцессоров, так и аналоговые, рабочая схема которых состоит из резисторов, транзисторов, диодов и др. Область применения зависит от принципа действия реле и типа контролируемой величины:
- Электрические (электромагнитные) – используется для включения/отключения электроприборов, блокировки подачи электроэнергии, размножения контактов и т.п. Могут управляться множеством внешних факторов, таких как напряжение в электросети, мощность, величина нагрузки, количество обращений (коммутации). Такие устройства чаще всего используются при подключении больших силовых установок, где они функционируют в ручном режиме. Для процессов автоматизации и управления логистическими операциями такие приборы используются редко.
- Электротепловые – состоят из системы биметаллических пластин, которые выступают в качестве контактов. Принцип действия основан на способности металлов к линейному расширению во время нагрева. Используются металлические сплавы с различными коэффициентами расширения. Применяются в качестве температурных детекторов, защитных устройств (контакты разъединяются при перегреве), датчиков времени.
- Временные – широко применяются при управлении и производственной аппаратурой. Благодаря применению различных схем замедления в электромагнитных, электродвигательных, герконовых и других типах они имеют широкий диапазон временных интервалов, которые можно настраивать.
Коммутационный шкаф, где находятся выносные реле
Задачи промежуточного реле
Промежуточные реле выступают посредником в цепях с отличающимися токами или напряжениями. Например, вы нажимаете кнопку «старт» на панели стиральной машины. Кнопка располагается на низковольтной электронной плате, где напряжение не превышает 24 В. При нажатии кнопки «старт» плата управления выдает сигнал напряжением 12 В на катушку промежуточного реле. Оно замыкает силовые контакты и подает напряжение 220 В на двигатель.
Реле в стиральной машине Samsung
В данном случае устройство на 12 В выступает посредником между низковольтной цепью управления (электронная плата) и высоковольтным двигателем на 220 В.
Промежуточные реле часто применяют в роли умножителя контактов. По аналогии со стиральной машиной нажатие кнопки «пуск» приводит к включению и двигателя, и нагревательного элемента. Таким образом, реле позволяет одновременно включить десятки электрических цепей.
Из вышесказанного выделяются 2 основных назначения:
- Согласование между силовыми и слаботочными цепями. Повышает электробезопасность.
- Увеличение числа выходных контактов. Подав сигнал в 1 провод, возможно передать его по множеству других линий.
Защита линий 6-35 кВ с помощью трёхступенчатой токовой защиты
В качестве защиты линий 6-35 кВ чаще
всего используют трёхступенчатую
токовую защиту. Схема реализации
приведена на рис. 14.
а)
б)
Рис. 14.
Трёхступенчатая токовая защита:
а – упрощенная
схема; б – временная характеристика.
Iступень выполняется как
ТО без выдержки времени. К ней относятся
реле КА1 и КН1. Ток срабатывания реле:
. (22)
IIступень – ТО с выдержкой
времени (реле КА2, КТ2 и КН2). Токсогласуется спервых ступеней соседних ЛЭП. Времябольше, чем времямгновенных ступеней соседних ЛЭП.
IIIступень – МТЗ (реле
КА3, КТ3 и КН3).
, (23)
а время
согласуется с МТЗ соседних ЛЭП.
Алгоритм работы.
При КЗ в точке К1 работают все токовые
реле КА1, КА2, КА3, но отключение происходит
без выдержки времени, т.к. при замыкании
контактов КА1 питание катушка KLполучает мгновенно.
При КЗ в точке К2 реле КА1 не работает,
т.к.
.
Работают реле КА2 и КА3, получают питание
реле времени КТ2 и КТ3. Поскольку,
то сигнал на релеKLподаётся
с реле КТ2.
При КЗ в точке К3 работает только реле
КА3 и отключение КЗ производится с
выдержкой времени третьей ступени.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО РЕЛЕ
Конструктивно электромагнитное реле представляет собой катушку выполняющую роль втягивающего устройства.
Она состоит из основания из немагнитного материала, на которое намотан медный провод, который, в зависимости от исполнения, может быть в изоляции из тканевых, синтетических материалов, но в большинстве случаев проводник покрывается диэлектрическим лаком.
При подаче напряжения на катушку происходит втягивание металлического сердечника, связанного с толкателем, который приводит в движение контакты.
В зависимости от назначения контактный блок реле может состоять из нормально открытых (разомкнутых) или нормально закрытых (замкнутых) контактов, в некоторых случаях блок контактов может совмещать в себе оба типа контактов.
Более подробно устройство реле можно понять если разбить его составляющие на блоки:
- управляющий — служит для преобразования управляющего сигнала (в нашем случае из электрического — в магнитное поле);
- блок промежуточных элементов — приводит в действие исполнительный механизм;
- исполнительный блок — воздействует непосредственно на управляемую цепь. В качестве исполнительного блока можно рассматривать контактную группу устройства.
Также, при проектировании управляющих цепей с использованием электромагнитных реле необходимо учитывать, что ввиду того что чувствительным элементом является электромагнитная катушка, то ток в обмотке увеличивается или уменьшается не мгновенно, а в течении некоторого времени.
В связи с этим следует учитывать возможное время задержки срабатывания. Оно достаточно мало, но в некоторых ситуациях может оказывать влияние на работу других элементов схемы.
Электромагнитные реле можно классифицировать по следующим признакам:
области применения:
для цепей управления, защиты или сигнализации;
мощности управления:
малой мощности, управляющий сигнал ≤1 Вт, средней мощности, сигнал управления находится в пределах от 1 до 9 Вт, высокой мощности — мощность сигнала ≥10 Вт;
времени реакции на сигнал управления:
безынерционные время реакции ≤ 0,001 сек., быстродействующие — время реакции от 0,001 до 0,05 сек., замедленные время реакции от 0,05 до 1 сек., а также реле времени с регулируемой задержкой срабатывания.
характеру управляющего напряжения:
постоянного тока —нейтральные, поляризованные и переменного тока.
Отдельно стоит остановиться на особенностях реле постоянного тока. Как было выше сказано они подразделяются на нейтральные и поляризационные. Главное отличие этих двух групп заключается в том, что поляризационные устройства чувствительны к полярности приложенного напряжения, то есть подвижный сердечник меняет свое направление с правого на левое или наоборот в зависимости от полярности напряжения.
Электромагнитные реле постоянного тока делятся на:
- двухпозиционные;
- двухпозиционные с преобладанием;
- трехпозиционные или реле с нечувствительной зоной.
Срабатывание же устройств нейтрального типа не зависит от полярности подаваемого напряжения. К недостаткам реле использующих, в качестве управляющего сигнала, постоянный ток можно отнести необходимость установки блоков питания, для подачи постоянного тока и высокая стоимость самого устройства.
Реле переменного тока этого лишены, но и у них есть свои недостатки такие как — необходимость доработки конструкции для устранения вибрации сердечника.
Рабочие параметры хуже, чем у устройств использующих линейную форму управляющего сигнала, а именно — хуже чувствительность, гораздо меньшее электрическое усилие. Но в тоже время они могут напрямую подключаться к электрической сети переменного тока.
Самостоятельный ремонт
Ремонт вышедшего из строя реле поворотников обычно заключается в замене детали. Ее стоимость не настолько велика, чтобы осваивать курс радиоэлектроники и пытаться отремонтировать вышедшее из строя реле. Само реле поворотов находится в блоке реле и предохранителей, обычно он располагается под передней панелью автомобиля. В некоторых моделях автомобилей реле поворотов вынесено в отдельный разъем.
Замена реле не представляет собой ничего сложного. Для этого нужно определить его точное месторасположение (можно найти в мануале к конкретной модели автомобиля или подсмотреть схему в интернете). Сломанное реле демонтируется, а новое устанавливается в релейный блок или в отдельный разъем. Напряжение нового блока должна соответствовать питанию электросети автомобиля (12 или 24 вольт).
Для тех, кто все же предпочитает самостоятельный ремонт, можно дать несколько советов. Если у реле подгорели контакты, то можно попробовать их зачистить, однако такой меры вряд ли хватит надолго. Также нужно подпаять оборванные контакты, если имеются подобного типа повреждения. Если имеются трещины в силовых выводах реле, то их также нужно подпаять. Потерявшие емкость или вздувшиеся конденсаторы следует заменить на новые.
Естественно, для подобного ремонта необходимо иметь паяльник и уметь им пользоваться. Ремонт реле в этом случае ничем не отличается от ремонта любой радиоэлектронной детали. Понадобятся флюс и припой, также при замене конденсаторов необходимо не забывать о правильной полярности.
Обозначение автомобильного реле на схеме, как подключить
После того как прояснилось все с принципом работы, можно перейти к формальностям. К тому, как же обозначается реле на схеме или как его зарисовывать при создании таких схем. Реле на схеме обозначается как катушка, это прямоугольник с двумя выводами и отдельно группа контактов. То есть сколько контактов, столько и рисуем их на схеме. Здесь схема описывает не только количество контактов, но и их положение. У реле оно бывает нормально замкнутое (НЗ) или нормально разомкнутое (НР). Если при отсутствии напряжения на катушке реле контакты разомкнуты, то реле нормально разомкнутое…
Часто схема подключения есть прям на корпусе самого реле. При этом имеются и общепринятые стандарты. 85, 86 — выводы это питание катушки, при этом 85 подключается на «+».
В большинстве случаев изменение подключения между 85 и 86 контактами не принципиально, но если реле с защитой от индукционного тока, стоит диод, то 85 только на плюс, иначе будет КЗ!!!
30 – это контакт для силового входящего сигнала и 87, 87а — выходящие коммутируемые силовые контакты.
* — типовая схема подключения реле.
Рекомендации по выбору и особенности эксплуатации:
Способы коммутации твердотельных реле:
1. Управление с коммутаций при переходе тока через ноль
Преимущество этого метода коммутации заключается в отсутствии помех создающихся при включении. Недостатками являются прерывание выходного сигнала и невозможность использования на высокоиндуктивные нагрузки. Основное применение данного вида коммутации подходит для резистивной нагрузки (системы контроля и управления нагревом).
Также применяют на емкостные и слабоиндуктивные нагрузки.
2. Фазовое управление
Преимущество фазового метода регулирования заключается в непрерывности и плавности регулирования. Этот метод позволяет регулировать величину напряжения на выходе путем изменения формы (регулятор мощности). Недостатком является наличие помех при переключении. Применяется для резистивных (системы управления нагревом), переменных резистивных (инфракрасные излучатели), индуктивных нагрузок (транcформаторы) и управление освещением (лампы накаливания).
Ток и характер нагрузки
Одним из важнейших параметров для выбора ТР является ток нагрузки. Для надежной и длительной эксплуатации необходимо выбирать реле с запасом по току, но при этом надо учитывать и пусковые токи, т.к. ТР способно выдерживать 10-ти кратную перегрузку по току только в течение короткого времени (10мс). Так при работе на активную нагрузку (нагреватель) номинальный ток должен быть на 30-40% больше номинального тока нагрузки, а при работе на индуктивную нагрузку (электродвигатель) необходимо учитывать пусковой ток, и запас по току должен быть увеличен в 6-10 раз.
Примеры запаса по току для различных типов нагрузки:
- активная нагрузка (ТЭНы) – запас 30-40%
- асинхронные электродвигатели – 6…10 кратный запас по току
- лампы накаливания – 8…12 кратный запас по току
- катушки электромагнитных реле – 4…10 кратный запас по току
Расчет тока реле при активной нагрузке:
Iреле = Pнагр / U
Pнагр = 5кВт, U = 220В
Iреле = 5000 / 220 = 22,7А
Учитывая необходимый запас
по току выбираем ТР на 40А.
Iреле = Pнагр /(U x 1,732)
Pнагр = 27кВт, U = 380В
Iреле = 27000 /(380 x 1,732) = 41,02А
С учетом запаса по току выбираем
ТР на 60А.
Охлаждение
Еще одним немаловажным фактором для надежной работы твердотельных реле является его рабочая температура.
При работе SSR из-за потерь на силовых элементах выделяется большое количество тепла, которое необходимо отводить с помощью радиаторов охлаждения. Заявленный номинальный ток реле способны коммутировать при его температуре не более 40°С.
При увеличении температуры ТР снижается его пропускная способность из расчета 20-25% на каждые 10°С. При температуре примерно 80°С его пропускная способность по току сводится к нулю, и как следствие реле выходит из строя.
Основные виды ЭМР
Реле ЭМР принято классифицировать по нескольким параметрам. Исходя из особенностей конструкции, разделяют контактные и бесконтактные устройства. В первом случае речь идёт об устройствах, которые при срабатывании воздействуют контактной группой на силовую цепь, обеспечивая соединение или разрыв в ней. Во втором — аналогичный результат достигается изменением одного из параметров (напряжения, силы тока, ёмкости, сопротивления).
В зависимости от способа присоединения оборудование разделяют на следующие виды.
- Первичное (устройство подключается непосредственно в цепи управления).
- Вторичное, предусматривающее необходимость присоединения к сети через измерительный трансформатор тока.
- Промежуточное, работающее от исполнительных органов других релейных устройств. Такой принцип действия позволяет обеспечить размножение сигнала или его усиление.
В зависимости от вида напряжения на входе выпускаются устройства постоянного и переменного тока. Первый вариант в свою очередь можно разделить на поляризованные и нейтральные. Его ключевое отличие заключается в чувствительности устройства к полярности источника питания (в зависимости от этого якорь меняет направление движения якоря).
Среди недостатков оборудования постоянного тока выделяют сравнительно высокую стоимость и необходимость использования в комплексе с блоком питания. Подобных проблем при эксплуатации ЭМР переменного тока не возникает, но их существенным «минусом» станет вибрация во время работы и пониженная чувствительность.
Реле тока
Реле тока предназначено для контроля этого параметра в цепях электропотребителей. Возможно подключение устройства к силовым цепям или с использованием измерительного трансформатора. Передача данных в другие цепи выполняется путём подключения сопротивления.
Основным конструктивным отличием токового реле является конструкция катушки. Для неё используется толстый проводник, который обладает малым сопротивлением и наматывается на сердечник небольшим количеством витков. Для контроля заданных параметров предусмотрена автоматизированная система включения/отключения.
Реле времени
В большинстве случаев реле времени устанавливают при необходимости формирования каскадов пуска при подключении оборудования высокой мощности. Такой подход позволяет избежать резких скачков нагрузки в момент включения техники, превышающих допустимые значения. Задержка по времени обеспечивается за счёт дополнительного короткозамкнутого контура, роль которого выполняет надетая на сердечник медная гильза.
Принцип работы реле времени основан на «гашении» напряжённости электромагнитного поля за счёт наличия противоположно направленного тока. В итоге формируется задержка, величина которой может составлять 0.07–0.15 с. Регулировка выполняется пружиной якоря ЭМР. Тот же эффект наблюдается при выключении электропитания, но задержка может составлять 0.5–2 с.
Вторичные реле максимального тока прямого действия
Из числа токовых реле, которые выпускает промышленность, наиболее простыми являются реле максимального тока прямого действия. Несмотря на различные конструкции данных реле, вся их работа основана на электромагнитном принципе. Последовательно с вторичной обмоткой измерительного трансформатора тока6 подключается катушка реле 3. Когда по питающей линии А протекает рабочий ток (нормальный режим работы электроприемника), электромагнитный сердечник 4 не будет втянут в катушку, поскольку электромагнитная сила Fэ, которую создает обомотка реле, будет значительно меньше, чем противодействующая ей сила пружины Fп.
Схема реле тока.
В случае возниконевения на линии А короткого замыкания ток катушки реле значительно возрастет и станет больше установленного значения. В таком случае электромагнитная сила катушки Fэ превысит противодействующую ей силу пружины Fп, что приведет к втягиванию сердечника в катушку реле. После втягивания сердечника в катушку, подвижная система 2 отопрет защелку выключателя Б, удерживающую выключатель во включенном положении. Под действием отключающей пружины 1 выключатель разорвет цепь линии А.
Промышленность изготавливаются вторичные реле максимального тока типа РТВ (реле токовое с выдержкой времени) и РТМ (реле токовое мгновенного действия). У РТМ есть поворотный переключатель, с помощью которого можно изменять количество витков катушки, что, в свою очередь, будет менять значение уставки тока срабатывания. Уставка тока – это настройка реле на заданный ток срабатывания. Стандартом предусмотрены следующие уставки: 5, 7, 9, 13 и 15 А. Ток срабатывания реле – минимальное значение протекающего через обмотку тока, при котором происходит срабатывание реле (Iср).
В случае необходимости отключения участка электрической цепи с выдержкой времени применяют РТВ, которое, как правило, имеет ту же конструкцию, но дополнительно оборудовано механизмом выдержки времени (часовым механизмом). Данный механизм, прикрепленный к сердечнику, удерживает его от мгновенного втягивания в катушку, тем самым изменяя уставку его времени срабатывания. Скорость работы часового механизма напрямую зависит от тока, протекающего в катушке реле.
Установка времени – это настройка механизма выдержки времени на определенное значение в секундах. Реле имеет уставки тока 5, 6, 7, 8, 9, 10 А. РТВ и РТМ называют встроенными, так как они встраиваются непосредственно в приводы выключателей. Для непосредственного отключения выключателя эти реле должны развивать огромные усилия, что делает их конструкции громоздкими, а это влияет на точность.
Что такое реле
Фактически – это переключатель, но он имеет ряд конструктивных особенностей и разновидностей. Но основное предназначение данного электромагнитного коммутационного устройства заключается в формировании соединения или разрыва в электрической цепи в зависимости от требуемого режима работы. Как правило, срабатывание реле происходит при резком, скачкообразном изменении величины тока или напряжения на входе, превышающего установленные в конкретной детали ограничения.
Если сказать все, то же самое простыми словами: реле может замыкать или размыкать электрическую цепь на определенном участке, если меняется входная величина силы тока или напряжения.
Что такое контакты
Применительно к реле, это вопрос не праздный, как может показаться. Дело в том, что в этом случае имеются в виду не только механические контакты, которые переключаются внутри устройства. Когда говорят о реле, подразумевают все выводы, находящиеся на его корпусе. Разделить их можно на два вида:
- Контакты обмотки. Иногда на реле их может быть больше двух.
- Коммутируемые.
Чтобы избежать путаницы, эти выводы часто называют контактами подключения реле. Иногда их количество может достигать 10. При этом из-за отсутствия стандартизации не всегда понятно, куда какую цепь подключать. Разобраться поможет распиновка контактов реле, которая почти всегда нанесена на его корпус. Если нет – придется искать описание. Контакты обмотки подключены непосредственно к ее выводам. На них подается напряжение, от которого срабатывает реле. Обмоток может быть несколько и у каждой будет своя пара контактов. Иногда катушки могут быть соединены между собой проводниками, если необходимо обеспечить определенный алгоритм их срабатывания.
Как проверить реле
Для проверки реле на работоспособность, хорошо бы заиметь мультиметр или тестер с функцией прозвонки.
- Для начала прозвоните контакты входящего сигнала (катушка). Контакты управляющего сигнала должны звониться между собой с определенным сопротивлением. Примерные величины сопротивления обмотки катушки в оммах указаны в таблице, в зависимости от подаваемого на катушку напряжения:
Если сопротивление больше во много крат от рекомендуемого или вообще контакты катушки звонятся «на коротко», скорее всего катушка и реле в общем — неисправны.
Так же, хорошо подать управляющий ток на катушку реле и замерить мультиметром, замыкается ли цепь. Неисправность в таком случае может проявляться в обугливании замыкающих контактов. В таком случае следует заменить реле, так как оно рано или поздно все равно выйдет из строя.
Схема устройства электромагнитного реле и принцип работы
Самое простое реле состоит из якоря, электромагнита (сердечник и обмотка), возвратной пружины и соединяющих конструкционных элементов: основания, каркаса, ярма. При поступлении тока срабатывает электромагнит и соединяет якорь с контактом, в результате этого действия электрическая цепь оказывается замкнутой. Если подача тока прекращается или его параметры снижаются ниже определенной величины, пружина возвращает якорь в первоначальное положение, размыкая цепь. В состав современных электромагнитных реле, наряду с обязательными элементами, входят резисторы, обеспечивающие более точную работу и конденсаторы для защиты от скачков напряжения.
Основные элементы электромагнитного реле
Электрические цепи, контролируемые посредством реле, называют управляемыми, а линию, по которой поступает сигнал — управляющей. В большинстве случаев релейные соединения выступают в качестве усилителя, так как замыкают мощные питающие электроцепи при помощи подачи незначительного напряжения. То, как работает реле, зависит также от его типа: постоянного или переменного тока. Для приборов переменного тока характерно срабатывание в зависимости от частоты входящего сигнала. Устройства постоянного тока переходят в рабочее положение в двух случаях:
- Поляризованные – проявляют чувствительность к полярности тока, в зависимости от того подается на управляющий контакт + или – якорь отклоняется в разные стороны;
- Нейтральные – при движении тока в обоих направлениях якорь отклоняется в одну сторону.
Более подробно о том, как работает реле, схема устройства, назначение всех элементов и область применения можно узнать из видео:
Watch this video on YouTube