Обеспечение комфортного режима обогрева: как регулировать батареи отопления с регулятором?

Подготовка к установке

Перед монтажом терморегулятора следует внимательно изучить прилагаемую инструкцию от изготовителя. Особенно следует уделить время разделу по установке, так как принципы монтажа разных моделей регуляторов могут несколько отличаться.

Снимите переднюю крышку регулятора, медленно, осторожными движениями демонтировав колесико управления. Для этого при помощи отвертки аккуратно зацепите элемент, после чего открутите винт. Если у вашей модели есть защелки, можно просто на них надавить той же отверткой, и панель можно будет снять.

Монтаж терморегулятора теплого пола подразумевает наличие следующих приспособлений:

  • Гофротрубка. Зачастую эта вещь идет в комплекте. Если у вас по каким-то причинам такового комплектацией не предусмотрено, придется докупить его дополнительно. Лучше всего, если трубка будет толщиной 16 мм. Чтобы узнать нужную длину, замеряйте расстояние от точки монтажа регулятора до места установки термодатчика (прочитайте: «Как выбрать и установить термодатчик для теплого пола»).
  • Отвертка.
  • Крепежные винты.
  • Монтажная коробка.
  • Строительный уровень.
  • Отвертка-индикатор. Необходима для контроля фазы в сети. При желании можно воспользоваться любым иным схожим приспособлением.

Терморегулятор на батарею: принцип работы, настройка, установка

January 17, 2016

Главной задачей отопительной системы является поддержание комфортной температуры воздуха в здании. Эта температура может быть различной, в зависимости от назначения помещения, но обязательным условием является ее неизменность на протяжении всего дня.

В помещение тепловая энергия поступает от системы отопления через радиаторы. Объем тепловой энергии, отдаваемый нагревательными приборами, регулируется количеством теплоносителя.

Устройством, осуществляющим регулирование поток жидкости, поступающей в радиатор, является клапан или вентиль, который может быть автоматическим или ручным.

В помещении всегда происходит теплообмен с окружающим пространством. Это приводит к оттоку или притоку из помещения тепла, и, следовательно, к понижению или повышению в нем температуры воздуха.

Для восстановления в помещении теплового баланса необходимо увеличить или уменьшить количество тепла, поступающего от нагревательных приборов. С этой задачей прекрасно справится терморегулятор на батарею, установленный на подводящих трубопроводах.

Настройка терморегулятора

Градация, нанесённая на корпус регулировочной головки, облегчает настройку прибора

  1. Прежде чем приступить к настройке термостата, необходимо исключить любые факторы, влияющие на температуру воздуха в помещении. Для этого закрывают окна и двери в комнате, отключают вентиляторы и дополнительные источники тепла. После этого в нужном месте размещают контрольный термометр.
  2. Для настройки терморегулятора его головку поворачивают до упора против часовой стрелки. Это положение соответствует полному открыванию клапана прибора, что позволяет теплоносителю беспрепятственно поступать к радиатору. По мере увеличения температуры в помещении до той, которая на 1–2 ºС превышает нужное значение, головку устройства поворачивают до упора вправо.
  3. По мере остывания радиатора в помещении установится нужная температура. В это время клапан начинают медленно открывать.
  4. В тот момент, когда корпус клапана начнёт нагреваться, а из батареи послышится шум поступающей воды, вращение регулировочного устройства прекращают. На этом настройку прибора считают завершённой.

Современные термостаты с выносными датчиками имеют шкалу, по которой можно выставить нужную температуру, не прибегая к дополнительным методам. Возможно, в процессе работы такого прибора потребуется корректировка для точной установки требуемой температуры.

Ещё проще настроить электронные терморегуляторы. Их конструкция позволяет установить температуру в помещении с точностью до десятых долей градуса, повышая или понижая это значение в соответствии с заданным алгоритмом.

Разновидности и местоположение

Место установки термостата зависит сразу от нескольких моментов: модель ДВС, расположение ДВС в подкапотном пространстве, особенности конструкции СО. Зачастую прибор устанавливают в точке вывода охладителя из блока цилиндров. Также в приоритете установка рядом с помпой, в точке входа центробежного насоса.

Есть несколько моделей моторов, конструкция которых предполагает наличие сразу двух термостатов в СО — так называемые двухконтурные системы. Первый прибор осуществляет контроль за температурой головки блоков цилиндров и поддерживает заданный показатель в 87 градусов. Другой расположен в области самого цилиндрового блока.

Различны и вариации данного устройства:

  1. 2-клапанный — самый распространенный вариант в отечественном автопроме легковой и грузовой техник. Принцип его работы, как говорилось выше, заключается в воздействии внутреннего наполнителя термостата на штык, который в свою очередь открывает и закрывает путь охлаждающей жидкости. Его местоположение — между верхним бачком радиатора, выходом водной рубашки и насосом. Открытие большого круга перекрывает малый, отчего жидкость проходит только через радиатор.;
  2. 1-клапанный прибор не имеет отверстия малого круга. Этот вид наиболее часто встречается на моделях зарубежного авторынка. Устанавливается между нижним бачком радиатора и насосом, расположенным у входа в водную «рубашку». В этой схеме открытие большого круга оставляет малый также открытым для циркуляции жидкости.
  3. Контур некоторых моторов дает достаточно сильное давление, которое препятствует открытию. Для решения данного вопроса был разработан 1-клапанный термостат с 2 ступенями. В его конструкции присутствуют основная и малая тарелки. Сперва открывается малая тарелка, куда входит небольшое количество охладительной смеси. Затем происходит открытие основной и впуск оставшегося объема жидкости.
  4. Электронный отличается от предшественников возможностью использовать в качестве нагревательного вещества не только охлаждающую жидкость, но и дополнительной деталью. Она подключена к электронному узлу, автоматически контролирующему всю СО и работу термостата. Электронная система управления позволяет держать температуру в 90-110⁰С во время стандартной работы мотора и 80-90⁰С — при максимальной мощности. Этот тип прибора позволяет снизить расход горючего и прибавить мощности на малых оборотах посредством более эффективного охлаждения впускного воздуха.

Типы термостатических головок

Существует три вида термостатических элементов: ручной, механический и электронный. Несмотря на то, что они выполняют одни и те же функции, они могут предоставить различные уровни комфорта, поскольку обладают разными возможностями.

Ручная регулировка

Принцип работы подобных устройств достаточно простой и имеет аналогию с работой обычного запорного вентиля. Поворачивая головку терморегулятора в ту или иную сторону, добиваются определенной температуры радиатора отопления за счет объема теплоносителя. Считаются самыми надежными, самыми простыми и самыми дешевыми устройствами для регулировки температуры, но их удобство находится на самом низком уровне. Чтобы отрегулировать оптимальную температуру, приходится крутить головку вручную.

Ручная термоголовка — самый простой и надежный вариант

Их стоимость не столь высокая, а их функциональные возможности позволяют не устанавливать запорных кранов на входе и на выходе батареи.

Механическое регулирование

Подобный способ регулирования связан с некоторыми сложностями, поскольку такие терморегуляторы поддерживают температуру батарей отопления в автоматическом режиме. Основу такого терморегулятора составляет сильфон в виде эластичного цилиндра, заполненного газом или жидкостью, обладающими большим коэффициентом температурного расширения. Нагреваясь, газ или жидкость начинают увеличиваться в объеме, за счет чего и происходит регулировка.

Устройство терморегулятора на радиатор отопления с механической термостатической головкой

Сильфон связан с элементом, который перекрывает путь прохождения теплоносителя. До того, как газ или жидкость в сильфоне не нагреются, шток находится в отжатом положении и через батарею проходит максимальное количество теплоносителя. По мере нагревания газ или жидкость увеличиваются в объемах, что передается на шток, который начинает перекрывать проходное отверстие, уменьшая объемы подачи теплоносителя. По мере остывания вещества его объемы уменьшаются и шток начинает движение в обратном направлении, приоткрывая проходное отверстие и давая возможность теплоносителю поступать на батарею в больших объемах. В результате, батарея опять начинает нагреваться, повышая температуру в комнате.

Газ и жидкость

Механические терморегуляторы способны поддерживать температуру батареи с точностью до 1 градуса, при этом точность зависит от вещества, примененного в сильфоне. Газы быстрее реагируют на температурный дрейф, но подобные устройства намного сложнее конструктивно.

Жидкостный или газовый сильфон — особой разницы нет

Жидкости несколько инертнее, но их производство не связано с технологичными трудностями. Точность, хотя и несколько ниже, но полградуса вряд ли можно ощутить. В связи с этим, в основном встречаются изделия с жидкостным наполнением.

Выносные датчики

Термостатическая головка устанавливается так, чтобы она могла регулировать температуру батареи в зависимости от температуры комнаты. В связи с тем, что подобные устройства отличаются приличными размерами, такая установка связана с определенными трудностями. Решить подобную проблему может терморегулятор с выносным датчиком. Датчик температуры имеет связь с головкой за счет тонкой капиллярной трубочки. Это позволяет установить датчик в удобном месте.

С выносным датчиком

Регулировка теплоотдачи радиаторов отопления осуществляется с учетом температуры воздуха в комнатах. Недостаток подобных решений заключается в их высокой стоимости, хотя точность регулирования температуры достаточно высокая.

Термоголовка для радиаторов

Watch this video on YouTube

Электронное регулирование

Электронные терморегуляторы имеют, как свои достоинства, так и свои недостатки. К недостаткам следует отнести несколько большие размеры, по сравнению с механическими, поскольку механизм регулирования занимает больший объем, плюс еще пара батареек, а также электронная начинка. Достоинство – это большой набор функций за счет работы микропроцессора, который управляет работой всего устройства.

Электронные терморегуляторы на батареи отличаются большими размерами

Благодаря специально разработанным программам, появилась возможность программирования температуры в помещении буквально по часам, в зависимости от того, день это или ночь.

Естественно, что стоимость подобных терморегуляторов значительно выше механических. К тому же, необходимо контролировать заряд батарей, хотя их работы хватает на несколько лет.

термостата living eco — Установка

Watch this video on YouTube

Установка терморегулятора на радиатор отопления

Монтаж регулятора температуры на батарею не слишком сложное занятие, но нужно обязательно выполнить подготовительные мероприятия и строго соблюдать некоторые правила.

Что нужно знать перед установкой

Рекомендуем устанавливать терморегуляторы на верхний вход батареи, это способствует более простому управлению и правильному температурному режиму.

Итак, прежде чем начать крепить термостат, сначала ознакомьтесь с некоторыми правилами:

  1. Не монтируйте терморегулятор на чугунные модели, так как этот сплав инертен. Лучший выбор – алюминиевые или биметаллические радиаторы.
  2. Устанавливайте температурный регулятор не ниже 0,8 м от пола.
  3. Регулятор расположите так, чтобы было удобно его настраивать.
  4. Автоматические модели не монтируйте за радиаторными экранами или драпировками, иначе датчик будет неправильно работать.
  5. В случае монтажа устройства в частном доме, терморегулятор нужно крепить на батарее в кухне, гостиной или комнатах на верхних этажах.

Стоит отметить, что после окончания отопительного сезона устройство нужно открыть. Это делается для того, чтобы на клапане не образовывался осадок от теплоносителя.

Процесс монтажа

Непосредственно перед установкой обязательно перекройте подающий стояк и слейте с батарей воду. Только после этого можно перейти к монтажу. Последний производится по следующему плану:

  1. Сначала отрежьте подводки труб на небольшом расстоянии от батареи.
  2. Отсоедините отрезанную линию и кран (при его наличии) от отопительного прибора.
  3. При использовании однотрубной системы отопления нужно вварить перемычку между обратной и подающей линией.
  4. С крана регулятора температуры и запорного вентиля нужно демонтировать хвостовики и гайки, после этого заверните их в пробки батареи.
  5. Соберите трубную обвязку и закрепите на нужное (выбранное) место.

Схемы подключения

1. Подающая линия; 2. Батарея; 3. Датчик регулировки температуры; 4. Нижний кран; 5. Воздухоотводчик (автоматический или ручной); 6. Перемычка; 7. Обратная линия; 8. Заглушка.

В случае однотрубной системы диаметр байпаса сделайте меньшим на размер, чем диаметр трубопровода линии.

В двухтрубной системе терморегулятор можно установить на верхнем подводе. Так будет удобнее регулировать температуру.

Монтаж автоматических регуляторов отопления

Нижеизложенная инструкция поможет установить терморегулятор как на алюминиевые, так и на биметаллические радиаторы.

Если радиатор подключен к рабочей системе отопления, то из него следует слить воду. Сделать это можно с помощью шарового крана, запирающего вентиля или любого другого устройства, блокирующего подачу воды из общего стояка.

После этого открывают клапан батареи, располагающийся в области места поступления воды в систему, перекрывают все краны.

После того, как из батареи была устранена вода, ее необходимо продуть, чтоб убрать воздух. Также это можно сделать с помощью крана Маевского

На следующем этапе выполняют снятие адаптера. Перед процедурой пол застилают материалом, хорошо поглощающим влагу (салфетками, полотенцами, мягкой бумагой и т.д.).

Корпус термостатического клапана фиксируют при помощи разводного ключа. В это же время вторым ключом откручивают гайки, находящиеся на трубе и адаптере, который располагается в самой батареи. Далее откручивают адаптер от корпуса.

При откручивании адаптера может потребоваться использование клапана, расположенного внутри батареи

После демонтажа старого адаптера происходит установка нового. Для этого помещают в конструкцию адаптер, закручивают гайки и воротник, после чего с помощью чистого материала тщательно очищают внутреннюю резьбу.

Далее очищенную резьбу оборачивают несколько раз сантехнической водопроводной белой лентой (ее приобретают отдельно в специализированных магазинах), после чего плотно закручивают адаптер, а также радиатор, угловые гайки.

Резьбу необходимо оборачивать сантехнической запорной лентой почасовой стрелке, сделав 5-6 оборотов

Важно, чтобы лента ложилась ровно, поэтому необходимо своевременно ее разглаживать, если это нужно. Как только установка адаптера будет завершена, необходимо приступить к снятию старого и монтажу нового воротника

В некоторых случаях воротник снять затруднительно, поэтому вырезают его части отвертку или ножовку, после чего отрывают друг от друга

Как только установка адаптера будет завершена, необходимо приступить к снятию старого и монтажу нового воротника. В некоторых случаях воротник снять затруднительно, поэтому вырезают его части отвертку или ножовку, после чего отрывают друг от друга.

Далее происходит монтаж самого терморегулятора. Для этого, следуя по стрелкам, изображенным на корпусе, его устанавливают на воротник, после чего, фиксируя клапан разводным ключом, затягивают гайку, которая находится между регулятором и клапаном. В это же время с помощью второго ключа гайку плотно закручивают.

Важно во время установки термостата не повредить резьбу, а после закручивания проверить прочность соединения, чтобы при запуске воды избежать протечек

На завершающем этапе необходимо открыть вентиль, заполнить батарею водой, убедиться в работоспособности системы, отсутствии протечек, установить определенную температуру. В двухтрубной системе можно установить терморегуляторы на верхней подводке.

Что такое термостат

Термостат – это дискретный механический прибор, который при достижении заданной уставки по температуре, изменяет своё состояние или состояние своих электрических контактов.

Эти контакты, например, могут использоваться в релейных электросхемах, запуская или останавливая различные агрегаты или передавать информацию о достижении температуры в систему автоматизации АСУТП. Само слово происходит от двух греческих слов: «θερµο-», что означает тепло и «στατός» — стоячий, неподвижный.

В отличие от аналоговых датчиков температуры, таких как термопара или термометр сопротивления, термостат не покажет истинное значение температуры в определённый момент времени. Задача его заключается лишь в том, чтобы при выставленном заранее значении температуры «сработать», то есть изменить своё состояние. После этого в зависимости от типа термостата выполняются требуемые при регулировании действия.

Термостаты применяют в устройствах или системах, которые что-либо нагревают или охлаждают до заданных температурных значений. Например, в холодильниках, отопительных приборах, системах охлаждения автомобильных двигателей, промышленных печах и др.

Из чего состоит термостат и какой у него принцип работы

Устройство термостата и его принцип работы зависят от используемого типа чувствительного элемента. Это могут быть биметаллические пластинки или металлические капсулы с капиллярными трубками, заполненные жидкостью или газом.

Биметаллическая пластина представляет собой две разнородные металлические полоски с разными коэффициентами теплового расширения, которые сваривают вместе. Во время нагрева одна из металлических пластин расширяется больше, что приводит, при достижении заданной температуры, к её изгибанию или выпрямлению.

Механически передвигаясь таким образом, биметаллическая пластина может замкнуть или разомкнуть электрические контакты или, например, открыть клапан охлаждающей жидкости.

Ещё один из распространенных видов термостата – капиллярный. Его работа основана на первом законе термодинамики, согласно которому при изменении температуры в термодинамической системе, она должна выполнять механическую работу до тех пор, пока не придет в равновесное состояние.

Капиллярный термостат включает в себя следующие элементы:

  • металлическую капсулу, содержащую рабочую жидкость (например, гликоль);
  • капиллярную трубку, соединяющий датчик с регулирующим блоком термостата;
  • регулирующий блок или электромеханическое реле, при помощи которого задаётся уставочное значение температуры.

При нагреве металлической капсулы изменяется объём её содержимого, которое через капиллярную трубку давит на мембрану реле и при достижении заданной температуры происходит замыкание или размыкание его контактов.

У всех типов термостатов задание температуры происходит механически, поворачивая регулировочный винт, либо жёстко задано производителем на определённую температуру.

Назначение термостата

Как было сказано выше, основной задачей термостата является контроль за температурным режимом. Сфера использования термостатов очень широкая: от утюга в маленькой квартире до огромных печей на промышленных объектах. Они применяются в различной технике, отопительных системах, кондиционерах и бытовых приборах.

Термостат делает их использование безопасным и в то же время комфортным, поскольку регулирование температуры осуществляется автоматически.

Термостаты могут быть уже встроенными или применяться дополнительно, например, в смесителях для воды, для корректировки работы газовых котлов или подогрева пола.

Автомобильный термостат – обязательный компонент для системы охлаждения двигателя. Он помогает поддерживать необходимую температуру, не допуская перегрева.

Принцип работы

Регулятор температуры отопления электронного типа укомплектован термодатчиком, который устанавливается в месте, свободном от прямого воздействия нагревательных электроприборов, он обеспечивает прибор информацией о термическом состоянии помещения. На основании полученных данных электронный прибор управляет элементами отопительной системы.

Различают цифровые и аналоговые термореле с регулировкой температуры. Первые получили наибольшее распространение благодаря своей функциональности. Терморегуляторы электронного типа бывают:

  • С закрытой логикой.
  • С открытой логикой.

Закрытая логика – это постоянный алгоритм работы во времени и жесткая внутренняя структура, не зависящая от изменения факторов окружающей среды. Можно изменять лишь определенные программируемые параметры.

Терморегулятор с открытой логикой – это свободно программируемое устройство, характеризующееся большим диапазоном функций и настроек, его можно настроить на любую работу и условия окружающей среды.

В отличие от приборов с закрытой логикой, данные устройства не получили столь широкого распространения. Обосновано это тем, что их управление требует определенной квалификационной степени. Поэтому далеко не каждому рядовому гражданину под силу разобраться в режимах и настройках электронных терморегуляторов. Широкое применение получила открытая логика в индустриальном сегменте, однако со временем она может стать неотъемлемым элементом быта любого человека.

Правила выбора

Но мало знать, товарам каких производителей можно доверять. Необходимо также заранее оценивать основные критерии выбора конкретной модели терморегулятора.

Контроль за температурой нагрева воздушных масс в помещении. В первую очередь следует убедиться в том, что девайс контролирует именно этот показатель, а, например, не степень нагрева самого обогревателя

В противном случае приобретением может оказаться вообще бесполезным.
Важно учитывать и максимальную мощность самого отопительного прибора. Именно на ее основе следует выбирать и мощность терморегулятора

Оптимальным вариантом считается тот случай, когда мощность самого термостат как минимум на 20% выше предельной мощности обогревателя.
Необходимо учитывать тип помещения, его местонахождение и конкретные характеристики, в частности, влажность воздуха, частоту проветриваний и некоторые другие. Чем хуже будут условия эксплуатации, тем мощнее и защищеннее должен быть и сам терморегулятор.
Необходимо определить задачи, которые будет выполнять данное приспособление.

Если помимо контроля за температурой воздуха, будут выполняться и другие задачи, тогда экономить не стоит и следует покупать более дорогостоящие модели.

Конечно, не стоит забывать и о таких показателях, как внешний вид, размер и цвет терморегулятора. Они хоть и не являются ключевыми при выборе, но все же оказывают влияние на покупку. Лучше всего, что термостат гармонично вписывался в окружающую обстановку и не сильно выбивался из общего интерьера комнаты.

Выбор терморегулятора

Термостатические регуляторы для батарей отопления различаются конструкцией термочувствительного элемента и способом подачи сигнала на управляющую часть.

Сегодня на рынке сантехнического оборудования можно увидеть термостаты двух типов. Они управляются датчиками, которые реагируют на температуру:

  • теплоносителя;
  • воздуха внутри помещения.

Приборы первого типа относятся к категории морально устаревшего оборудования, поэтому сегодня применяются только в качестве бюджетного решения проблемы. Современные термостаты, реагирующие на температуру воздуха, имеют выносной датчик, который устанавливают на расстоянии от радиатора. Это позволяет исключить влияние прибора на точность регулировки.

Термостаты с электронным управлением обеспечивают точность регулировки до десятых долей градуса

В зависимости от внутреннего устройства терморегуляторы делятся на:

  • приборы прямого действия. В конструкцию простейшего термостата входит запорное устройство и сильфон, наполненный твёрдым, жидким или газообразным веществом. Вследствие температурного расширения рабочее тело толкает шток клапана, таким образом перекрывая поток теплоносителя;
  • устройства с электрическим управлением. В таких терморегуляторах сигнал исполнительному механизму подаётся от выносного датчика, установленного в помещении.

Благодаря электронному типу управления высокотехнологичные термостаты оснащаются реле времени, функцией день/ночь, программатором

При возможности стоит обратить внимание именно на такие модели. Они комфортны в настройке и эффективны в работе

Кроме того, их использование позволяет экономить энергоресурсы.

Основную работу по изменению потока теплоносителя выполняет клапан термостата, выбор которого зависит от типа отопительной системы и размера присоединительного патрубка.

Терморегулятор с клапаном повышенной пропускной способности типа RTD-G для однотрубных отопительных систем

Для однотрубных отопительных систем следует выбирать клапаны RTD-G. Такие же приборы рекомендуется устанавливать в случае естественной циркуляции теплоносителя.

Для нормального функционирования однотрубной отопительной системы на каждом радиаторе с термостатом необходимо оборудовать байпас, через который будет осуществляться циркуляция жидкости при закрытом клапане.

В схемах, предусматривающих применение циркуляционных насосов, а также в двухтрубных отопительных системах специалисты рекомендуют устанавливать термостаты с клапанами, маркированными как RTD-N. Запорный механизм этого прибора позволяет к горячему теплоносителя подмешивать охлаждённую жидкость из обратной магистрали. Это способствует уменьшению дискретности регулировки и повышению эффективности работы прибора.

Термостат с клапаном типа RTD-N, предназначенный для двухтрубных систем отопления

Инструкция по демонтажу

Перед тем как поменять термостат, необходимо снять ранее установленное устройство.  Для выполнения демонтажа своими руками необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:

Слить антифриз;
Снять воздушный фильтр;
Открутить 2 болта и гайку крепления;
Извлечь клапан рециркуляции;
Ослабить воздушный шланг, идущий к датчику массового расхода воздуха

После этого отодвинуть сам измеритель;
Схема подключения шлангов к термостату может отличаться, но важно отсоединить все патрубки;
Отключить электропровод идущий к терморегулятору. Он присутствует не на всех видах устройств;
Выкрутить шпильку и гайку термодатчика;
Прокладка термостата может прилипнуть в посадочном гнезде

Легонько пошатывая требуется снять термостат, как показано на изображении ниже.

Демонтаж

На различных автомобилях технология как заменить термостат может отличатся. Может потребоваться выполнить демонтаж мешающих узлов. Или наоборот доступ к термостату у автовладельца появляется сразу после поднятия капота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector